3. Элементы системы смазки

 

      3.1  Масляный насос.

 

В большинстве современных автомобильных и тракторных двигателей применяются масляные насосы шестеренчатого типа. Коловратные и плунжерные насосы встречаются в этих двигателях крайне редко. Шестеренчатые насосы могут выполняться с внешним зацеплением шестерен, имеющих прямые или косые зубья или с внутренним зацеплением. В корпусе насоса помещены ведущее и ведомое зубчатые колеса. Ведущая шестерня посажена на шпонке на приводном валике, а ведомая свободно вращается на оси. Обе шестерни устанавливают в корпусе насоса с минимальными зазорами. Во время работы вращающиеся в разные стороны шестерни захватывают масло из полости впуска и переносят его во впадинах между зубьями в полость нагнетания. При вращении шестерен между зубьями, вступающими в зацепление, сжимается небольшое количество масла, вследствие чего создается значительное усилие между шестернями и перегружаются подшипники осей шестерен. Для устранения этого недостатка во многих конструкциях насосов на торцевой стенке корпуса делают разгрузочную канавку. Через эту канавку масло перетекает в полость нагнетания, что приводит к уменьшению усилия между шестернями. Аналогичный результат получается при применении в масляном насосе шестерен с косыми зубьями. Насосы с внутренним зацеплением имеют преимущества в отношении габаритных размеров и массы. Насос работает по принципу вытеснения. У наружного ротора число зубьев больше, чем у внутреннего. Ось внутреннего ротора расположена эксцентрично относительно оси внешнего. Для систем смазки с сухим картером устанавливают двух -или  трехсекционные насосы с одной нагнетающей и одной или двумя откачивающими. Двухсекционные насосы также используют для автономной подачи масла одной из секций для охлаждения в радиатор с последующим сливом масла в картер. При включении масляного радиатора в отдельный контур создаются более стабильные условия для его работы. Давление масла, создаваемое насосом, зависит от сопротивления системы, частоты вращения шестерен и вязкости масла. Для ограничения давления служит редукционный клапан, который размещен в канале, соединяющем полости нагнетания и всасывания насоса. При повышении давления сверх допустимого (300…500 кПа) клапан перепускает часть масла в полость всасывания и давление в магистрали уменьшается. Для подачи масла из поддона двигателя в масляный насос применяется маслоприемник.

Маслоприемник снабжен фильтрующей сеткой, которая является первичным фильтром и предотвращает попадание в насос посторонних предмеов. Конструкция маслоприемника обеспечивает доступ к насосу при засорении сетки. Шестерни насоса выполняют стальными, чугунными или из металлокерамики.

 

 

 

 

 

д)

 Рис. 3.  Масляный насос и маслоприемник:

 а – конструкция даухсекционного насоса,

 б – схема работы,

 в – штатная схема работы маслоприемника,

 г – схема работы при засорении маслоприемника,

 д – схема работы односекционного масляного насоса  с редукционным клапаном.