Основное назначение системы смазки двигателя - своевременный подвод чистого и, при необходимости, охлажденного моторного масла к трущимся деталям двигателя для уменьшения трения и износа этих деталей за счет создания на их поверхностях несущего масляного слоя. Система смазки также должна обеспечивать охлаждение поверхностей путем отвода теплоты маслом и вымывание продуктов износа из подшипников и зазоров между сопряженными поверхностями.
Система смазки может использоваться для организованного отвода теплоты от деталей, которые непосредственно не соприкасаются с охлаждающей жидкостью. К ним относятся внутренняя поверхность поршня, корпуса турбокомпрессора (в зонах подшипников), шестерни и др.
Смазка, кроме того, улучшает уплотнение поршневыми кольцами внутри-цилиндрового пространства и предохраняет детали двигателя от коррозии.
В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают смазку под давлением, смазку разбрызгиванием и комбинированную. В современных двигателях транспортных средств смазка наиболее ответственных и нагруженных пар трения (подшипники коленчатого и распределительного валов) осуществляется под давлением. Иногда под давлением смазываются направляющие толкателей, подшипники верхних головок шатунов, подшипники вала привода прерывателя-распределителя зажигания, вала привода водяного насоса. К остальным трущимся поверхностям (цилиндры, поршни, привод механизма газораспределения и др.) масло поступает разбрызгиванием и самотеком.
В зависимости от назначения и условий работы двигателя применяются системы смазки двух типов: с мокрым и сухим картерами.
Система с мокрым картером получила преимущественное распространение. В этом случае резервуаром для масла служит нижняя часть картера. При больших продольных углах наклона двигателя в системах с мокрым картером уровень масла может быть расположен выше переднего или заднего концов коленчатого вала. При этом сальники будут находиться под избыточным давлением. Для уменьшения взбалтывания масла углубление в картере для масла может быть отделена от остального пространства успокоительным листом. Высота двигателя при системе смазки с мокрым картером возрастает.
В некоторых двигателях для обеспечения надежной смазки при любом положении двигателя, а также для борьбы с пенообразованием в картере применяют системы смазки с сухим картером. В таких системах основное количество масла помещается в специальных емкостях-баках, куда оно откачивается из картера. Такие системы применяются в двигателях спортивных автомобилей, тракторов, специальных транспортных средств.
Грузовым
контейнером называется единица транспортного оборудования
многократного применения для перевозки и временного хранения груза без
промежуточных перегрузок. Он оборудован приспособлениями для механизированной
погрузки, установки и снятия с транспортного средства. Выпускают
контейнеры универсальные, специализированные и контейнеры-платформы.
Универсальные контейнеры используются для перевозки
штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных
грузов. Они обеспечивают защиту перевозимых грузов
от
атмосферных осадков.
Специализированные контейнеры предназначены для грузов ограниченной
номенклатуры или отдельных видов грузов. К ним относятся групповые
контейнеры
для группы грузов, однородных по физико-химическим свойствам
и условиям перевозок.
Контейнеры-цистерны используются для перевозки жидких грузов, газов
или
сыпучих грузов. Индивидуальные контейнеры для отдельных видов грузов со
специфическими свойствами. Технологические контейнеры для перевозки грузов в
пределах одного предприятия или района между технологически связанными
производствами или предприятиями.
В
изотермических контейнерах снижен теплообмен между внутренним
пространством в контейнере и окружающей средой. К таким контейнерам относятся:
рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем, с машинным охлаждением,
отапливаемые контейнеры.
Контейнеры
могут быть закрытыми, открытыми, разборными, мягкими.
Контейнеры
могут быть металлическими, комбинированными из легких материалов,
неметаллическими (армированный полистирол, неоприн, полиэтилен
и т. п.).
Параметрами контейнера являются: максимальная масса
брутто, собственная масса контейнера, грузоподъемность. Основные размеры
контейнера:
габаритные, расположения отверстий на угловых фитингах, дверного проема,
горловин специализированных контейнеров и т. д.
Универсальные крупнотоннажные контейнеры снабжены
угловыми фитингами,
которые являются элементами несущей конструкции контейнера.
Специализированные крупнотоннажные контейнеры и контейнеры платформы
имеют те же присоединительные размеры, что и универсальные контейнеры.
Используются среднетоннажные универсальные
унифицированные контейнеры и автомобильные малотоннажные универсальные
контейнеры. Среднетоннажные контейнеры не имеют угловых фитингов и для
погрузочно-разгрузочных работ оборудуются четырьмя или двумя стандартными рамными узлами.
Контейнеры для картофеля, овощей, фруктов и бахчевых культур перевозятся
обычно автомобильным транспортом. Для транспортировки таких грузов
используются и специализированные изотермические контейнеры массой брутто 0,5 и
2,5 т.
В крупных городах используются легкие контейнеры на колесах для доставки хлеба,
овощей, различных штучных и фасованных продуктов на автомобилях-фургонах.