1. Назначение и классификация контейнеровозов

 

Основное назначение системы смазки двигателя - своевременный подвод чистого и, при необходимости, охлажденного моторного масла к трущимся деталям двигателя для уменьшения трения и износа этих деталей за счет создания на их поверхностях несущего масляного слоя. Система смазки также должна обеспечивать охлаждение поверхностей путем отвода теплоты маслом и вымывание продуктов износа из подшипников и зазоров между сопряженными поверхностями.

Система смазки может использоваться для организованного отвода теп­лоты от деталей, которые непосредственно не соприкасаются с охлажда­ющей жидкостью. К ним относятся внутренняя поверхность поршня, кор­пуса турбокомпрессора (в зонах подшипников), шестерни и др.

Смазка, кроме того, улучшает уплотнение поршневыми кольцами внутри-цилиндрового пространства и предохраняет детали двигателя от коррозии.

В зависимости от способа подвода масла к трущимся поверхностям различают смазку под давлением, смазку разбрызгиванием и комбиниро­ванную. В современных двигателях транспортных средств смазка наибо­лее ответственных и нагруженных пар трения (подшипники коленчатого и распределительного валов) осуществляется под давлением. Иногда под давлением смазываются направляющие толкателей, подшипники верхних головок шатунов, подшипники вала привода прерывателя-распределителя зажигания, вала привода водяного насоса. К остальным трущимся поверх­ностям (цилиндры, поршни, привод механизма газораспределения и др.) масло поступает разбрызгиванием и самотеком.

В зависимости от назначения и условий работы двигателя применяются  системы смазки двух типов: с мокрым и сухим картерами.

Система с мокрым картером получила преимущественное распространение. В этом случае резервуаром для масла служит нижняя часть картера. При больших продольных углах наклона двигателя в системах с мокрым картером уровень масла может быть расположен выше переднего или заднего концов коленчатого вала.  При этом сальники будут находиться под избыточным давлением. Для уменьшения взбалтывания  масла углубление в картере для масла может быть отделена от остального пространства успокоительным листом. Высота двигателя при системе смаз­ки с мокрым картером возрастает.

В некоторых двигателях для обеспечения надежной смазки при любом положении двигателя, а также для борьбы с пенообразованием в картере применяют системы смазки с сухим картером. В таких системах основное количество масла помещается в специальных емкостях-баках, куда оно откачивается из картера. Такие системы применяются в двигателях спортивных автомобилей, тракторов, специальных транспортных средств.

Грузовым контейнером называется единица транспортного оборудования многократного применения для перевозки и временного хранения груза без промежуточных перегрузок. Он оборудован приспособлениями для механи­зированной погрузки, установки и снятия с транспортного средства. Выпускают контейнеры универсальные, специализированные и контейнеры-платформы.

Универсальные контейнеры используются для пере­возки штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых еди­ниц и мелкоштучных грузов. Они обеспечивают защиту перевозимых грузов от атмосферных осадков.

Специализированные контейнеры предназначены для грузов ограниченной номенклатуры или отдельных видов грузов. К ним относятся групповые контейнеры для группы грузов, однородных по физико-химическим свойст­вам и условиям перевозок.

Контейнеры-цистерны используются для перевозки жидких грузов, газов или сыпучих грузов. Индивидуальные контейнеры для отдельных видов грузов со специфическими свойствами. Технологические контейнеры для пере­возки грузов в пределах одного предприятия или района между технологически связанными производствами или предприятиями.

В изотермических контейнерах снижен теплообмен между внутренним пространством в контейнере и окружающей средой. К таким контейнерам относятся: рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем, с машинным охлаждением, отапливаемые контейнеры.

Контейнеры могут быть закрытыми, открытыми, разборными, мягкими.

Контейнеры могут быть металлическими, комбинированными из легких материалов, неметаллическими (армированный полистирол, неоприн, полиэтилен и т. п.).

Параметрами контейнера являются: максимальная масса брутто, собст­венная масса контейнера, грузоподъемность. Основные размеры контейнера: габаритные, расположения отверстий на угловых фитингах, дверного проема, горловин специализированных контейнеров и т. д.

Универсальные крупнотоннажные контейнеры снабжены угловыми фитингами, которые являются элементами несущей конструкции контейнера.

Специализированные крупнотоннажные контейнеры и контейнеры платформы имеют те же присоединительные размеры, что и универсальные кон­тейнеры.

Используются среднетоннажные универсальные унифицированные кон­тейнеры и автомобильные малотоннажные универсальные контейнеры. Среднетоннажные контейнеры не имеют угловых фитингов и для погрузочно-разгрузочных работ оборудуются четырьмя или двумя стандартными рамными узлами.

Контейнеры для картофеля, овощей, фруктов и бахчевых культур перевозятся обычно автомобильным транспортом. Для транспортировки таких грузов используются и специализированные изотермические контейнеры массой брутто 0,5 и 2,5 т.

В крупных городах используются легкие контейнеры на колесах для дос­тавки хлеба, овощей, различных штучных и фасованных продуктов на автомобилях-фургонах.

Для перевозки и кратковременного хранения минеральных удобрений используются контейнеры трех основных типов: мягкие резинокордовые многократной оборачиваемости (грузоподъемностью 1,5...2 т), разовые полиэтиленовые и комбинированные складные с полиэтиленовыми вкладышами (до 1 т). Использование таких контейнеров снижает коррозионное воздействие удобрений на транспортное, погрузочное и складское оборудование.