Автотранспортное средство со съемным кузовом
- специализированное транспортное средство, снабженное устройством для установки
и съема быстроотделяющегося от шасси кузова, устанавливаемого при съеме на опоры
или дорожную поверхность (рис. 8.11, 8.12).
Рис. 8.11. Автомобиль с
портальным погрузчиком для съемных кузовов.
Рис. 8.12. Автомобиль с
портальным погрузчиком для съемных кузовов
большой вместимости.
Для перевозки съемных кузовов наиболее часто используются
шасси одиночных автомобилей и полуприцепов. Съемные кузова могут быть выполнены
в виде безбортовой платформы, фургона, цистерны, кассетной или самосвальной
платформы.
По принципу съема и установки кузовов различаются
конструкции, приспособленные для вертикального подъема, скатывания и
комбинированные.
Стандартизованы параметры устройств двух типов для снятия
съемных кузовов:
1. Устройства вертикального подъема типа УВП, состоящего
из силового агрегата и подъемного надрамника, установленного на раме автомобиля.
Применяется оно при перевозках с механизированной погрузкой и разгрузкой съемных
кузовов, оборудованных четырьмя откидными стойками. Номинальная
грузоподъемность устройств: 3 т (УВП-3,0), 4,5 т (УВП-4,5) и 6,5 т (УВП-6,5).
2. Устройства наклонного снятия типа УНС, состоящего из
силового агрегата и наклонной рамы с механизмом снятия кузовов, устанавливаемых
на раме автомобиля или полуприцепа. Применяется оно при перевозках с
механизированной погрузкой-разгрузкой съемных кузовов и крупных контейнеров.
Номинальная грузоподъемность устройств: 8 т (УНС-8,0), 12 т (УНС-12,о) и 20 т
(УНС-20,0). Система съема и установки кузова производится по принципу «наклон -
скатывание». Угол наклона рамы зависит от типа устройства.
Выполнение операций по съему и установке кузовов на
транспортное средство может осуществляться с помощью гидравлического,
пневматического, гидропневматического, электрогидравлического или механического
привода.
Центрирование кузовов при установке осуществляется с
помощью надрамников, по которым скользят продольными балками кузова;
направляющих роликов, вертикально установленных на боковых стенках в передней
части кузова; конусных направляющих (конусный приемник в задней части рамы
шасси, и конус в передней части кузова).
Крепление кузова на шасси осуществляется в двух, трех или
четырех точках с помощью боковых ограничителей, поворотных и накидных замков,
фиксирующих пальцев, фитингов и т. п.
Часто используются автомобили с наклонным способом
установки кузовов, автомобили с портальными кранами и автомобили со съемом
кузовов на стойки.
Фирмой Neiller (Германия), специализирующейся на выпуске
самосвальных и бортовых платформ, разработан кузов роликового типа (рис.8.13).
Рис. 8.13. Самосвальный
съемный кузов фирмы МеШег на шасси автомобиля
Mersedes-Benz.
Характерной
особенностью данной системы является то, что снятие и установка
кузова выполняются путем его скатывания. Съем кузова осуществляется несколькими
приемами. Сначала кузов освобождается от креплений, которые соединяют его с
шасси, а затем сдвигается назад при укорочении горизонтальной
части Г-образной балки. При этом он поворачивается в вертикальной
плоскости вокруг оси крепления поворотной балки. Перемещение кузова
осуществляется по роликам скатывающего устройства до соприкосновения его пяты с
дорожной поверхностью. После этого автомобиль начинает
медленно
двигаться вперед и одновременно передняя часть кузова опускается на погрузочную
площадку.
В снятом положении кузов готов для загрузки у
грузоотправителя. Подъем кузова осуществляется в обратной последовательности.
Все операции осуществляются водителем из кабины.
В Швеции
фирмой
Hydraulex
разработана система съема кузова путем скатывания в продольной плоскости
(рис.8.14).
Дополнительное оборудование шасси включает поворотный надрамник, два
гидравлических цилиндра двухстороннего действия и гидромотор с приводной цепью,
расположенной в центре надрамника. Приводная цепь снабжена захватным устройством
для троса съемного кузова, а также кулачковым механизмом для перемещения кузова
в горизонтальной плоскости.
2
Рис.
8.14. Шасси, оборудованное системой съема кузова фирмы
Hydraulex:
1
-
щиток управления; 2 - гидравлическое
замыкающее устройство; 3 -выключатель; 4 -
опрокидывающая рама; 5 —
захватное устройство; 6 - центральная
цепь; 7 -
опрокидывающие цилиндры двухстороннего
действия; 8 -кассетный
замок; 9 —
червячная передача с гидравлическим
двигателем; 10 —
гидравлические вентили с
пневмоуправлением.