К
грузоподъемным
устройствам относятся: УГБ — грузоподъемный борт
(площадка); УКК - кран стреловой консольный;
УКП - кран портальный; УКГ - устройство грузоподъемное, состоящее из двух
крановых механизмов консольного типа; УВП - устройство вертикального подъема;
УНС - устройство наклонного снятия.
Грузоподъемный борт
типа УГБ устанавливается на раме автомобиля или
полуприцепа и применяется при перевозке с механизированной погрузкой
или разгрузкой контейнеров и других штучных грузов. В зависимости от типоразмера
установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов-0,63
т (УГБ-0,63), 1,0 т (УГБ-1,00) и 1,5 т (УГБ-1,5).
Грузоподъемные борта, устанавливаемые на автотранспортных средствах,
классифицируются по пяти основным признакам. Компоновочному решению -
встроенный, съемный (навесной). Типу подъемного механизма -тросовый, рычажный.
Типу гидропривода - гидравлический, электрогидравлический. Типу грузонесущего
узла - игольчатый, платформенный. Расположению грузоподъемного борта - сзади или
сбоку автомобиля, прицепа или
полуприцепа.
Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами
(рис.
8.2) обеспечивают погрузку
и разгрузку штучных или затаренных грузов
массой одного места от 100 до
Рис. 8.2.
Автомобиль-самопогрузчик с грузовым бортом
Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые автомобили
и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным
является задний борт кузова. Привод
этого
борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъеме
от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при
опускании.
В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех
случаях,
когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъемный
борт выполняется в виде съемной горизонтальной площадки,
размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного
борта может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Перемещение
грузоподъемного
борта происходит по вертикальным направляющим стойкам
или при помощи шарнирного
параллелограмма. Грузоподъемность борта
составляет 0,5... 1 т, погрузочная высота — 1,2...
Наибольшее
распространение получили автомобили с задним расположением грузоподъемного борта
(рис.8.3,8.4).
Рис.
8.3. Грузоподъемный борт АПС 62Ф для автомобиля-фургона
ГЗСА-891:
I
-
грузоподъемная платформа; 2 -
направляющий рычаг; 3 - подъемная
рама;
4 - корпус; 5 - гидроцилиндр;
6 -
кран; 7 - промежуточные звенья; 8 -защелки.
Рис. 8.4. Принципиальная схема
гидропривода грузоподъемного борта (а) и конструкция гидроцилиндра (б) с
гидрозамком: 1
-
шестеренный насос; 2 -
золотниковый распределитель; 3 -
гидроцилиндр; 4 - гидрозамок; 5,6 -
предохранительный клапан; 7 - шарик;8
- дроссель;
9 — крестовина; 10 — пружина; 11-
шарик; 12 — седло; 13 — игла; 14 -поршень
гидрозамка; Б, В, Г—полость; Д, Е—канал.
Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами.
Консольный стреловой кран типа УКК
(рис.8.5)
устанавливается на раме автомобиля или полуприцепа, применяется при перевозке с
механизированной погрузкой-разгрузкой
малотоннажных контейнеров и других штучных грузов.
Рис. 8.5. Автомобиль-самопогрузчик со стреловым
краном
В зависимости
от типоразмеров установлена следующая номинальная грузоподъемность
кранов: 0,63 т (УКК-0,63), 1,0 т (УКК-1,00) и 1,25 т (УКК-1,25).
Разработаны
и выпускаются автомобили с консольными гидрокранами
типа
403011, 4312, 5950, 5943 и др. (рис.8.6,8.7).
Рис. 8.6. Общий вид автомобиля
с консольным краном мод 403011.
Рис. 8.7. Механизм поворота
крана:
I
-
стойка; 2, 5 — конические подшипники; 3 —
корпус; 4 — винт; б - корпус
крышки; 7 -
поршень; 8 - гайка.
Конструкции кранов различной номинальной грузоподъемности
и их гидравлические схемы аналогичны. Имеющиеся отличия связаны с необходимостью
выполнения требований стандартов (например, в части вылета стрелы, расположения
крюка при максимальной высоте подъема и т. п.).
Кран выполнен в виде единого блока, монтируется на раме
автомобиля между кабиной и сдвинутым назад кузовом. Он включает следующие
основные узлы: основание с маслобаком; колонну, нижняя часть которой является
цилиндром поворота, а верхняя - цилиндром подъема; стрелу; внешние опоры; узел
управления; гидроприводы и гидронасос, устанавливаемый на коробке отбора
мощности.
Краны портального типа УКП (рис.8.8, 8.9) устанавливаются на раме автомобиля или полуприцепа и применяются при перевозках с механи
Рис. 8.8. Автомобиль с
портальным краном: 1 - портал; 2 - гидроцилиндры.
11
10
Рис.
8.9. Принципиальная схема гидропривода портального крана: 1 - насос; 2 -
трёхзолотниковый распределитель; 3,4,5 - золотники; 6 -клапан ограничения
давления; 7,8 — дроссели; 9 — гидрозамок; 10 - гидроцилиндр подъёма; 11 —
цилиндр; 12, 13 - цилиндры поворота; 14, 15, 16, 17 — дроссели с обратными
клапанами; 18 — предохранительный клапан; 19 — фильтр.
Установлена следующая номинальная грузоподъемность
портальных кранов: 1,25 т (УКП-1,25), 3,0 т (УКП-3,0) и 5,0 т (УКП-5,0).
Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами
(рис. 8.10)
предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка
и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются
бортовые автомобили
и автомобили-фургоны.
Портал
шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод.
Рис. 8.10.
Автомобиль-самопогрузчик
с качающимся порталом
При
погрузке контейнер закрепляется
в верхней
части портала, который, наклоняясь вперед к кабине
автомобиля,
опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке.
При помощи гидравлического
привода
осуществляется не только подъем и опускание портала с
грузом, но
и фиксация его в любом промежуточном положении.
Привод гидросистемы портального крана осуществляется от
шестеренного насоса, укрепленного на фланце коробки отбора мощности, которая
включается рычагом из кабины водителя.