5.  Специальные автомобили обеспечения управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций

Специальные пожарные аварийно-спасательные автомобили обеспечивают координацию действий подразделений МЧС и управление силами и средствами, привлеченными для ликвидации чрезвычайной ситуации.

  Автомобили связи и освещения

 Автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации боевого расчета и технических средств, обеспечивающих освещение места работы (боевых участков), связь между боевыми участками, центральным пунктом управления силами и средствами и спецслужбами города.

Автомобиль связи и освещения является местом дислокации штаба по ликвидации ЧС.

Обеспечение электроэнергией вывозимых электропотребителей (агрегаты освещения, связи, электроинструменты) осуществляется либо от городской электросети (для этого на машине имеется силовой щит и кабельные катушки), либо от генератора, установленного на автомобиле.

Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)90А смонтирован на шасси грузового автомобиля повышенной про­ходимости ГАЗ-66-01.

За двухместной кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета. В кабине боевого расчета имеется стол, на котором размещены радиостанции, телефонный аппарат, микрофон, приборы управления громкоговорящей установкой. Здесь же расположен линейный щит связи с гнездами для подсоединения выносного микрофона громкоговорящей установки, подключения выносных динамиков и включения телефонного аппарата в городскую сеть.

Привод генератора осуществляется через дополнительную трансмиссию от раздаточной коробки.

В проеме правой боковой двери, возле генератора, смонтирован силовой щит, на котором размещены: амперметры (для определения нагрузки), частотомер, вольтметр (для измерения напряжения во внешней электросети), штепсельные разъемы, выключатели. Здесь же находится пульт управления двигателем (при работе в стационарном режиме).

На крыше автомобиля установлены прожектор и антенное устройство.

       Автомобиль связи и освещения АСО-12(3205), изготовенный на шасси автобуса ПАЗ-3205 (рис. 11.24, 11.25), по сравнению с АСО установленным на шасси автомобиля ГАЗ-66, обладает значительно большим полезным объемом кузова.

Рис. 11.24. Автомобиль связи и освещения АСО-12(3205)

 

 

 

Рис. 11.25. Компоновочная схема АСО-12(3205): 1 - блок раздачи; 2- стол зарядного устройства; 3- сиденья; 4 - стол штаба; 5 - стол прожекторов и телефонных катушек; 6 - блок соединения; 7    -    отделение    штаба;    8    -отделение    связи;    9    -    стол диспетчера;    10    -    блок    сигнализации и управления 11 - кабина водителя; 12 - стационарный прожектор ПКН-1500; 13-динамики

  Автомобили штабные

 Автомобили штабные (АШ) предназначены для доставки к месту чрезвычайной ситуации средств связи и снаряжения оперативной (дежурной) группы штаба гарнизона МЧС с целью обеспечения управления боевой работой по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Автомобили изготавливаются на базе самых разнообразных шасси легковых автомобилей и автобусов малой вместимости. Они оборудуются средствами связи, используемыми для ведения радиосвязи с боевыми участками и центром управления силами и средствами гарнизона (рис. 11.26, 11.27).

Рис. 11.26. Автомобиль                         Рис. 11.27. Автомобиль

 штабной АШ-5(3962)79Б                      штабной АШ-5(31512)             

                                 

Автомобиль АШ-5(3962)79Б смонтирован на шасси автомобиля-фургона УАЗ-3962 повышенной проходимости. Кузов -цельнометаллический, закрытый, вагонного типа. Он разделен перегородкой на два отсека: кабину водителя и рабочий отсек. По всей ширине автомобиля вдоль перегородки в кузове установлен специальный стол с ящиками, перед которым закреплены два мягких сиденья. На столе установлены: радиостанция с пультом управления, телефонный аппарат, усилитель и микрофон громкоговорящей установки. На крыше автомобиля расположены громкоговорители с поворотным механизмом и антенна с механизмом подъема.

Рис. 11.28. Автомобиль штабной                      Рис. 11.29. Автомобиль   

АШ-5(2131)                                                                  штабной АШ-5(3110)      

В гарнизонах МЧС также широко используются автомоби­ли штабные на базе легковых автомобилей ГАЗ-3110 «Волга» (рис. 11.29), ВАЗ-2106 «Лада», ВАЗ-2131 «Нива» (рис. 11.28), ав­тобусов малой вместимости Мерседес-Бенц M-207D, «Газель»- ГАЗ-2705 и др.

Автомобили связи (АС). Автомобили связи предназначены для обеспечения связи между местом ликвидации чрезвычайной ситуации и ЦУСС, между оперативным штабом ликвидации ЧС и боевыми участками, между боевыми участками.

Число таких автомобилей в нашей стране незначительно. Как правило, автомобили связи изготавливают на базе АШ-5(3962)79Б с установкой большого количества вывозимых радиостанций.

 Командно-штабные машины

Командно-штабные машины (КШМ) предназначены для вывоза к месту чрезвычайной ситуации средств связи и боевого расчета с целью организации связи на подвижных пунктах управления МЧС по каналам KB и УКВ. Они представляют собой подвижные комплексы, смонтированные на базе грузовых автомобилей повышенной проходимости или на базе бронетранспортеров (рис. 11.30, 11.31).

В комплекс входят: КВ-радиостанции типа Р-123М, Р-130М, Р-111; УКВ-радиостанции типа «Виола-А»; аппаратура СА; комплект коммутационной аппаратуры; комплект антенно-мачтовых устройств; система автономного электропитания.

 

 

 

Рис. 11.30. Командно-штабная                                       Рис. 11.31. Командно- машина КШМР-142(66)                         штабная машина    КШМР-145

Командно-штабные машины обеспечивают радиосвязь на стоянках на расстоянии до 350 км, а при движении со скоростью до 40 км/ч - на расстоянии до 75 км.