6. Дополнительные трансмиссии

Дополнительная трансмиссия пожарных автоцистерн служит для передачи крутящего момента от двигателя к пожарному насосу с помощью кинематически связанных между собой механизмов и агрегатов. Она состоит из коробки отбора мощности, корданных и промежуточных валов, промежуточных опор и систем управления. В зависимости от особенностей применяемого (базового шасси, а также места установки пожарного насоса конструктивное исполнение дополнительных трансмиссий может иметь четыре основных варианта (рис. 9.10).

9.10. Схемы дополнительных трансмиссий: а, б, в, г - соответственно 1-й  - 4-й варианты: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 3 - рычаг включения коробки отбора мощности (КОМ); 4 - КОМ; 5 - карданный вал;

6 - опора; 7 -промежуточный вал; 8 - пожарный насос; 9 - коробка передач; 10-раздаточ­ная коробка

Анализ указанных схем дополнительных трансмиссий по­жарных цистерн показывает, что установка КОМ на коробке передач согласно 1-му и 2-му вариантам делает конструкцию более компактной, позволяет включать насос при движении автомобиля. Наиболее удобная в работе и экономичная в изготовлении схема дополнительной трансмиссии по 2-му варианту, когда пожарный насос расположен в средней части автомобиля. Однако расположение КОМ на коробке передач и раздаточной коробке требует постоянного контроля и регулирования параметров зацепления зубчатых колес, частого выполнения крепежных работ по затяжке винтов крепления КОМ. Коробки отбора мощности, выполненные в виде отдельного агрегата (3-й вариант), не име­ют указанных недостатков, но необходим большой объем работ при изготовлении дополнительных кронштейнов и опор, металлоемки.