Типаж
тракторов -
технически
и
экономически
обоснованная
совокупность
типоразмеров
и
моделей
тракторов,
предназначенная
для
удовлетворения
потребностей
в
них
различных
отраслей
хозяйства
страны.
Типаж
состоит
из
отдельных
классов.
Классом
называется
совокупность
типоразмеров
и
моделей
тракторов,
имеющих
одинаковые
основные
классификационные
параметры.
В
настоящее
время
в
качестве
основного
классификационного
параметра
трактора
принято
номинальное
тяговое
усилие.
Типоразмер
трактора -
трактор
определенного
назначения,
типа,
тягового
класса
и
мощности,
например,
гусеничный
сельскохозяйственный
трактор
общего
назначения
класса 3
мощностью 121
кВт (165
л.с.).
Модель
трактора
-
конкретное
конструктивное
исполнение
трактора
данного
типоразмера.
Базовая
модель -
наиболее
распространенная
модель
трактора
в
данном
тяговом
классе,
имеющая
модификации.
Их
в
классе
обычно
не
менее 2-х:
одна
в
производстве
и
эксплуатации,
а
другая -
в
эксплуатации,
но
снятая
с
производства.
Модификация –
трактор,
специализированный
по
назначению
или
сфере
применения,
являющийся
производным
от
базовой
модели
и
унифицированный
с
нею
по
ряду
основных
агрегатов
и
узлов.
В
основу
построения
типажа
положены
три
основных
принципа:
1)
экономическая
оптимальность
числа
и
набора
типоразмеров,
реализуемых
в
виде
моделей
тракторов;
2)
номинальное
тяговое
усилие
и
скорости
трактора
в
каждом
классе,
обеспечивающие
максимальную
производительность
МТА;
3)
диапазон
тяговых
усилий
трактора
в
каждом
классе,
обеспечивающий
перекрытие
смежных
классов,
что
гарантирует
высокую
производительность
работы
МТА
для
любого
значения
их
тяговых
сопротивлений
в
диапазоне
тяговых
классов
типажа.
Действующие
в
настоящее
время 16
тяговых
классов
тракторов
приведены
в
табл. 1.1
и 1.2.
Необходимо
отметить,
что
если
раньше
типаж
выполнял
плановые
функции,
обязательные
для
заводов-изготовителей,
то
при
переходе
к
рыночной
экономике
он
имеет
только
рекомендательный
характер.
Типаж
автомобилей -
это
экономически
оптимальная по
номенклатуре
и
техническим
параметрам
совокупность
машин,
составляющая
типоразмерные
ряды,
в
которых
автомобили
объединены общностью
хозяйственного
назначения.
Типаж
составляют
на
основе
классификационных
параметров
раздельно
по
видам
автомобилей
и
пересматривают
каждые
пятьдесять
лет.
В
типаже
легковых
автомобилей
такими
параметрами
являются
рабочий
объем
двигателя,
собственная
масса
и
отражены
класс,
группа,
колесная
формула,
число
мест,
допустимая
масса
груза,
полная
масса
автомобиля,
рабочий
объем,
максимальная
скорость,
время
разгона
с
места
до 100
км/ч,
пробег
до
капитального
ремонта,
трудоемкость
обслуживания
после 1000
км
пробега.
В
типаже
грузовых
автомобилей
отражены
полная
их
масса,
осевая
нагрузка,
базовая
модель
и
основные
модификации,
грузоподъемность,
колесная
формула,
мощность
и
число
цилиндров
двигателя.
Классификационными
параметрами
для
типажа
автобусов
являются
их
длина
и
вместимость.
В
типаже
автобусов
указывают
также
осевую
нагрузку,
назначение,
число
мест
для
сидения,
для
проезда
стоя
и
общее,
полную
массу,
мощность
двигателя,
максимальную
скорость,
время
и
путь
разгона
с
места
до
заданной
скорости.
Особенность
типажей
автомобилей -
указание
конкретного
завода-изготовителя
для
каждого
класса
автомобиля.
Срок
действия
последних
разработанных
типажей
закончился
в 1995
г.
Разработаны
и
утверждены
Правительством
РФ
приоритеты
развития
автомобильной
промышленности.
Одним
из
них
является
общественный
транспорт.
Другой
приоритет
связан
с
необходимостью
обеспечения
обороноспособности
страны,
особенно
в
период
реформирования
армии.
Автомобильная
техника
является
основным
средством
передвижения
войск.
Около 70%
автомобильного
парка
армии
составляют
шасси
под
вооружение
и
военную
технику.
Основа
восстановления
и
дальнейшего
развития
автомобильной
промышленности -
создание
специализированных
агрегатных
производств.
Сложившееся
производство
агрегатов
на
крупнейших
объединениях (ВАЗ,
ГАЗ,
ЗИЛ,
КамАЗ)
направлено
на
выпуск
автомобилей
собственной
ограниченной
номенклатуры.
Рынка
агрегатов
разного
типоразмера
в
России
нет.
Практика
мирового
автостроения
основана
на
принципах
использования
компонентов
высокого
технического
уровня
и
качества,
производимых
специализированными
фирмами.
Это
позволяет
в
короткие
сроки
налаживать
производство
новых
современных
автомобилей
высокого
технического
уровня.