4  Типаж тракторов и автомобилей

Типаж тракторов - технически и экономически обоснованная совокупность типоразмеров и моделей тракторов, предназначенная для удовлетворения потребностей в них различных отраслей хозяйства страны.

Типаж состоит из отдельных классов.

Классом называется совокупность типоразмеров и моделей тракторов, имеющих одинаковые основные классификационные параметры.

В настоящее время в качестве основного классификационного параметра трактора принято номинальное тяговое усилие.

Типоразмер трактора - трактор определенного назначения, типа, тягового класса и мощности, например, гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения класса 3 мощностью 121 кВт (165 л.с.).

Модель трактора - конкретное конструктивное исполнение трактора данного типоразмера.

Базовая модель - наиболее распространенная модель трактора в данном тяговом классе, имеющая модификации. Их в классе обычно не менее 2-х: одна в производстве и эксплуатации, а другая - в эксплуатации, но снятая с производства.

Модификация трактор, специализированный по назначению или сфере применения, являющийся производным от базовой модели и унифицированный с нею по ряду основных агрегатов и узлов.

В основу построения типажа положены три основных принципа:

1)               экономическая оптимальность числа и набора типоразмеров, реализуемых в виде моделей тракторов; 

2)               номинальное тяговое усилие и скорости трактора в каждом классе,  обеспечивающие максимальную производительность МТА;

3)               диапазон тяговых усилий трактора в каждом классе, обеспечивающий перекрытие смежных классов, что гарантирует высокую производительность работы МТА для любого значения их тяговых сопротивлений в диапазоне тяговых классов типажа.

Действующие в настоящее время 16 тяговых классов тракторов приведены в табл. 1.1 и 1.2.

Необходимо отметить, что если раньше типаж выполнял плановые функции, обязательные для заводов-изготовителей, то при переходе к рыночной экономике он имеет только рекомендательный характер.

Типаж автомобилей - это экономически оптимальная по номенклатуре и техническим параметрам совокупность машин, составляющая типоразмерные ряды, в которых автомобили объединены общностью хозяйственного назначения. 

Типаж составляют на основе классификационных параметров раздельно по видам автомобилей и пересматривают каждые пятьдесять лет.

В типаже легковых автомобилей такими параметрами являются рабочий объем двигателя, собственная масса и отражены класс, группа, колесная формула, число мест, допустимая масса груза, полная масса автомобиля, рабочий объем, максимальная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремонта, трудоемкость обслуживания после 1000 км пробега. 

В типаже грузовых автомобилей отражены полная их масса, осевая нагрузка, базовая модель и основные модификации, грузоподъемность, колесная формула, мощность и число цилиндров двигателя. 

Классификационными параметрами для типажа автобусов являются их длина и вместимость. В типаже автобусов указывают также осевую нагрузку, назначение, число мест для сидения, для проезда стоя и общее, полную массу, мощность двигателя, максимальную скорость, время и путь разгона с места до заданной скорости. 

Особенность типажей автомобилей - указание конкретного завода-изготовителя для каждого класса автомобиля. Срок действия последних разработанных типажей закончился в 1995 г. 

Разработаны и утверждены Правительством РФ приоритеты развития автомобильной промышленности. Одним из них является общественный транспорт. Другой приоритет связан с необходимостью обеспечения обороноспособности страны, особенно в период реформирования армии. Автомобильная техника является основным средством передвижения войск. Около 70% автомобильного парка армии составляют шасси под вооружение и военную технику. 

Основа восстановления и дальнейшего развития автомобильной промышленности - создание специализированных агрегатных производств. Сложившееся производство агрегатов на крупнейших объединениях (ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) направлено на выпуск автомобилей собственной ограниченной номенклатуры. 

Рынка агрегатов разного типоразмера в России нет. Практика мирового автостроения основана на принципах использования компонентов высокого технического уровня и качества, производимых специализированными фирмами. Это позволяет в короткие сроки налаживать производство новых современных автомобилей высокого технического уровня.