3  Основные механизмы и системы

Трактор и автомобиль представляют собой сложный комплекс механизмов и систем, выполняющих определенные функции, которые принято подразделять на следующие основные части: двигатель, трансмиссия, ходовая система, механизмы управления движением, кабина, система электрооборудования, рабочее и вспомогательное оборудование, навесная гидравлическая система трактора (рис. 1.1 и 1.2).

Рис. 1.1. Устройство грузового автомобиля:

а — двигатель; б — кузов; в — шасси; 1 — трансмиссия; 2 — тормозные системы; 3 — рулевое управление; 4 — рама; 5-мосты; 6 - колеса; 7 - подвеска

Двигатель является источником энергии, которая необходима для привода во вращение ведущих колес трактора или автомобиля и активных машин-орудий, агрегатируемых с трактором.  

На современных автомобилях широкое распространение получили бензиновые двигатели и дизели, а на тракторах - дизели. При

этом бензиновые двигатели используют лишь на средствах малой механизации и на старых моделях тракторов в качестве пусковых двигателей мощных дизелей.

Трансмиссия служит для передачи крутящего момента двигателя на ведущие колеса трактора или автомобиля и к зависимым валам отбора мощности (ВОМ) трактора, его изменения, изменения направления и частоты вращения ведущих колес, для плавного трогания с места и остановки трактора или автомобиля.   

В состав трансмиссии автомобиля (рис. 1.1,в), входят сцепление 3, коробка передач (КП) 4, карданная передача 5 и ведущий мост 6, включающий в себя центральную (главную) передачу и дифференциал. 

Трансмиссия колесного трактора (рис. 1.2,а), в основном, объединяет последовательно располагаемые агрегаты сцепление 4, коробку передач (КП) 10, центральную (главную) передачу 5, дифференциал 9 и конечные передачи 6.
1

а)

2

б)

Рис. 1.2. Основные агрегаты и узлы трактора:

а - колесного;  б - гусеничного;  1 - управляемое колесо; 2 - передний мост; 3 - двигатель; 4 - сцепление; 5 - центральная (главная) передача; 6 - конечная передача; 7 - механизм навески; 8 - ведущее колесо; 9 - дифференциал; 10 - КП; 11- направляющее колесо; 12 - ведущее колесо (звездочка); 13 - планетарный механизм поворота; 14 - прицепное устройство; 15 - промежуточное соединение (соединительная муфта или  карданная передача); 16 - гусеничная цепь

В трансмиссии гусеничного трактора (рис. 1.2,б) вместо дифференциала установлен механизм поворота 13. В зависимости от назначения и условий работы трактора, в трансмиссию могут быть включены дополнительные агрегаты, служащие для изменения передаточного числа: увеличитель крутящего момента и ходоуменьшитель, а также раздаточная коробка в тракторах с колесной формулой 4К4.

У полноприводных автомобилей с колесной формулой 4×4, 6×6 и 8×8 в трансмиссию дополнительно включена раздаточная коробка. 

Сцепление служит для кратковременного разъединения вала двигателя и первичного вала КП, что необходимо для безударного переключения передач, кратковременных остановок трактора или автомобиля, плавного трогания его с места, а также для управления зависимым ВОМ трактора. 

Коробка передач служит для изменения передаточного числа трансмиссии с целью изменения скорости движения и развиваемого трактором или автомобилем тягового усилия, осуществления движения задним ходом, для выполнения трактором стационарных работ и отсоединения трансмиссии от работающего двигателя при  длительных остановках. 

Центральная ( главная ) передача служит для увеличения общего передаточного числа трансмиссии, а также у большинства тракторов и автомобилей - для передачи крутящего момента на валы, расположенные в их поперечной плоскости. Она выполняется обычно конической или цилиндрической зубчатой парой постоянного зацепления. 

Конечная ( колесная ) передача служит для увеличения общего передаточного числа трансмиссии, а в некоторых случаях - для обеспечения необходимого дорожного просвета трактора. Она состоит обычно из пары зубчатых колес постоянного зацепления или планетарного ряда.

Ходовая часть служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение машины и для передачи веса машины на опорную поверхность. Она состоит из остова (несущей системы), движителя (колесного или гусеничного) и подвески.  

Остов трактора и автомобиля является основой для установки агрегатов. Он у грузовых автомобилей обычно выполняется в виде рамы, у легковых автомобилей и автобусов в виде несущего кузова, а у тракторов в виде рамы, ее частей или литых конструкций. 

Механизмы управления движением трактора и автомобиля, воздействуя на ходовую часть, поддерживают или изменяют направление движения машины, останавливают и удерживают ее в неподвижном состоянии на склонах. 

У колесных тракторов и автомобилей к ним относят рулевое управление, устанавливающее необходимое положение управляемых колес или полурам остова с неповоротными ведущими колесами, и тормозное управление. Соотношение частот вращения ведущих колес разных бортов машины при повороте, исключающее их взаимное проскальзывание, обеспечивается дифференциалом.  

У гусеничных тракторов поворот осуществляется специальными механизмами поворота, изменяющими соотношение скоростей движения гусениц. В этом случае тормоза являются их составной частью.

Кабина автомобиля служит для защиты водителя от неблагоприятных природно-климатических условий, вибраций и шума двигателя, обеспечивая более производительные и комфортные условия работы. У трактора кабина дополнительно служит для защиты тракториста от травм при опрокидывании трактора, а также от падающих и проникающих предметов. 

Система электрооборудования включает источники электроэнергии (электрогенераторы,  аккумуляторы) и его потребители - устройства для пуска двигателя, приборы внутреннего и внешнего освещения, звуковые сигналы, очистители стекол, контрольные приборы, электронное оборудование и т.п.

Рабочее и вспомогательное оборудование служит в основном для выполнения трактором или автомобилем работ с использованием тяги на крюке, передачи части мощности его двигателя для привода рабочих органов буксируемых машин-орудий, или всей мощности двигателя для стационарной работы МТА. При этом под рабочим оборудованием обычно подразумевают агрегаты постоянно установленные на тракторе или автомобиле - буксирные устройства, лебедки, различные ВОМ, а под вспомогательным оборудованием - агрегаты, дополнительно устанавливаемые на тракторе или автомобиле для выполнения отдельных работ, - пневмоприводы к тормозным механизмам прицепа, приводные шкивы и т.п.   

Гидравлическая навесная система - самостоятельная часть рабочего оборудования трактора, позволяющая более рационально размещать разнообразные машины-орудия непосредственно на тракторе и управлять ими с рабочего места тракториста. Она состоит из подъемного устройства (механизма навески) и гидравлической системы (гидравлических механизмов), позволяющей автоматизировать регулирование технологического процесса работы МТА.