1. Классификация карданных передач

 

Карданной передачей принято называть последовательное соединение двух или более соединительных муфт. Она может включать в себя три основных элемента: соединительные муфты, карданные валы и их опоры. 

Карданные передачи применяются в трансмиссиях тракторов и автомобилей для силовой связи агрегатов, валы которых не соосны или расположены  под углом. При этом их взаимное положение может меняться в процессе движения машины. Карданная передача может также применяться для связи рулевого колеса с рулевым механизмом и для привода рабочего и дополнительного оборудования тракторов и автомобилей (лебедки, ВОМ, приводные шкивы и др.).  

Свойства карданной передачи во многом определяются конструкцией соединительных муфт.

Классификация соединительных муфт представлена на рис. 5.1.

Упругие соединительные муфты допускают угловые отклонения валов до 5о, а жесткие  - до 2о.

Шарнирные соединительные муфты (карданные шарниры) подразделяются на простые (компенсируют только угловые смещения валов) и универсальные (компенсируют угловые и осевые смещения валов).

Карданным шарниром неравных угловых скоростей называют шарнир, у которого при равномерной скорости вращения ведущего вала угловая скорость ведомого вала неравномерна. 

У карданного шарнира равных угловых скоростей ведущий и ведомый валы вращаются синхронно. 

Карданные шарниры неравных угловых скоростей используют при углах перекоса соединяемых валов до 20о. Карданные шарниры равных угловых скоростей (ШРУС) применяют в приводе ведущих управляемых колес автомобиля и трактора. При  этом некоторые конструкции шарниров хорошо работают при углах перекоса валов до 50о.

Универсальные карданные шарниры отличаются от простых тем, что в них осевая компенсация смещения валов осуществляется в самом механизме шарнира,  а не в шлицевом соединении валов.

При близком расположении концов соединяемых валов их связь часто производится отдельными соединительными муфтами.

 

 

Рис. 5.1. Классификация соединительных муфт