2. Жёсткие и упругие соединительные муфты

Жесткие зубчатые соединительные муфты применяют на тракторах МТЗ -80/82 и Т-150/150К для передачи крутящего момента от вала ФС на первичный вал КП. В этих конструкциях компенсация несоосности валов осуществляется за счет зазоров в зацеплении зубьев. На тракторах Т-150/150К соединительную муфту образуют внутренние зубья на валу ФС и наружные зубья первичного вала КП.

Упругие соединительные муфты применяют в карданных передачах на некоторых моделях заднеприводных автомобилей ВАЗ для соединения КП с ведущим мостом и на тракторах МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС, ДТ-75М и Т-4А для соединения ФС с КП.

На заднеприводных автомобилях ВАЗ (рис. 5.2,а) передний фланец 1 упругой муфты установлен на шлицах вторичного вала 8 КП и закреплен на нем гайкой 7, а задний фланец 2 на шлицах наконечника 4 карданного вала и соединены между собой через резиновый упругий элемент 6, компенсирующий угловые смещения валов 8 и 4. Шлицевое соединение наконечника вала 4 и фланца 2 компенсирует осевое смещение соединяемых агрегатов автомобиля. Для смазывания оно имеет резьбовое отверстие с пробкой 5 и защищено манжетным уплотнением.

а)

б)

Рис. 5.2. Упругая соединительная муфта:

а автомобилей ВАЗ; б -  тракторов МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС; 1, 2 фланцы; 3 манжетное уплотнение; 4 карданный вал; 6 резиновый упругий элемент; 7 гайка; 8 - вторичный вал КП;  9 и 10 соответственно ведущая и ведомая вилка; 11 пружина; 12 - болт

На тракторах МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС упругая соединительная муфта состоит из ведущей 9 и ведомой 10 вилок, изготовленных как одно целое с валами ФС и КП (рис. 5.2,б). Вилки расположены относительно друг друга  под углом  90о и образуют между  собой четыре окна, в каждом из которых размещен резиновый элемент 6 в виде призматического блока. Резиновые блоки 5 удерживаются пружинами 10, закрепленными болтами 11.

Необходимо отметить, что упругие соединительные муфты обеспечивают передачу крутящего момента при углах перекоса валов до 5о, имеют большие габариты и потому не получили широкого распространения. 

На современных автомобилях и тракторах применяются только шарнирные соединительные муфты (карданные шарниры).