1. Гидравлическая навесная система

 

Рабочее и вспомогательное оборудование служит в основном для выполнения трактором или автомобилем работ с использованием тяги на крюке, передачи части мощности их двигателя для привода рабочих органов буксируемых машин-орудий, или всей мощности двигателя для стационарной работы МТА. При этом под рабочим оборудованием обычно подразумевают агрегаты постоянно установленные на тракторе или автомобиле - гидравлическая навесная система трактора, тягово-сцепные устройства, кузова, различные ВОМ или коробки отбора мощности, а под вспомогательным оборудованием - агрегаты, дополнительно устанавливаемые на тракторе или автомобиле для выполнения отдельных работ, - пневмоприводы к тормозным механизмам прицепа, приводные шкивы и т.п.   

Гидравлическая навесная система (гидронавесная система) - самостоятельная часть рабочего оборудования трактора, позволяющая более рационально размещать разнообразные машины-орудия непосредственно на тракторе и управлять ими с рабочего места тракториста. Она состоит из подъемного устройства (механизма навески) и гидравлической системы (гидравлических механизмов), позволяющей автоматизировать регулирование технологического процесса работы МТА.

К рабочему оборудованию трактора относят гидронавесную систему, тягово-сцепные устройства, валы отбора мощности, а к рабочему оборудованию автомобиля грузовые кузова, тягово-сцепные устройства и коробки отбора мощности. 

К рабочему оборудованию могут быть отнесены лебедки, гидроманипуляторы, трелевочные щиты, ковши (тракторы-погрузчики), гидравлические выводы, электрические выводы и др.

Виды агрегатирования. МТА образуется при соединении с трактором различной сельскохозяйственной или промышленной техники. Образование МТА носит названиеагрегатирование и может осуществляться разными способами.

Прицепное агрегатирование - наиболее старый способ. Связь между трактором и прицепной машиной осуществляется в одной точке, условно называемойкрюком”. Прицепной МТА обладает большими габаритами, плохой маневренностью и другими отрицательными свойствами.

Навесное агрегатирование позволяет образовать компактный высокоманевренный МТА, состоящий из рабочей машины, и трактора, оборудованного дополнительными механизмами позволяющими:

-                    управлять всем МТА с рабочего места тракториста;

-                    приводить в движение рабочие органы навешенной на трактор машины через специальный привод;

-                    легкого переводить МТА из транспортного положения в рабочее и обратно;

-                    догружать ведущие колеса трактора, улучшая их сцепные свойства;

-                    обеспечивать легкость и простоту соединения с трактором различной техники.

Для соединения сельскохозяйственных или промышленных машин с трактором служит гидравлическая навесная система (гидронавесная система), позволяющая трактористу управлять подсоединенной машиной с рабочего места. В зависимости от способа агрегатирования МТА могут быть прицепные, навесные, полунавесные и комбинированные. В последнем случае несколько машин разными способами присоединяются к трактору.

Достоинства навесных машин проявляются в том, что они позволяют повысить на 5...30% производительность МТА и снизить на 10...15% расход топлива по сравнению с аналогичными прицепными машинами.

Все современные колесные и гусеничные трактора сельскохозяйственного назначения и большинство тракторов промышленного назначения приспособлены для работы не только с прицепной, но и с навесной техникой. В отличие от навесной техники, прицепная располагается только сзади трактора и всегда движется в тяговом режиме. Навесная техника может располагаться на тракторе в различных местах и двигаться как в тяговом, так и в толкаемом режимах.

Различаются следующие варианты навески (место расположения) на тракторе.

Задняя навеска машина навешивается на тракторе так, что она располагается сзади вне базы трактора. Этот вид навески применяется у сельскохозяйственных тракторов для агрегатирования  с большинством почвообрабатывающих машин сплошной обработки почвы, с посевными, посадочными, некоторыми уборочными машинами, с рыхлителями у промышленных тракторов и во многих других случаях.

Фронтальная  навеска   машина располагается перед трактором осуществляется с помощью универсального фронтального навесного устройства трактора, либо специального навесного устройства, придаваемого к навесной машине.

Боковая навеска осуществляется, когда машина располагается сбоку трактора (если машина одна, то обычно с правой стороны, так как эта зона особенно хорошо просматривается трактористом) и соединяется с трактором через специальный механизм, придаваемый к сельскохозяйственной машине. В сельском хозяйстве боковую навеску используют для навешивания однобрусных косилок и некоторой другой техники.

Секционная ( эшелонированная ) навеска представляет комбинацию нескольких вариантов навесок: фронтальной и боковой; задней и боковой; фронтальной и задней. Она используется при работе с широкозахватными машинами (культиваторами, сеялками, сенокосилками и др.), когда расположить их в одном варианте навески невозможно. 

Гидравлическая навесная система состоит из подъемнонавесного устройства (механизм  навески)  и гидросистемы.

Подъемно-навесные устройства - механизмы навески служат для соединения с трактором различных сельскохозяйственных или промышленных машин навесного типа.

Универсальное подъемно-навесное устройство является принадлежностью трактора и позволяет присоединять к трактору большое количество самых различных машин и орудий. С этой целью эти устройства стандартизированы и разделены на четыре категории в соответствии с категорией трактора и мощностью передаваемой через ВОМ.

Соединение с трактором навесной машины или орудия через универсальный трехточечный механизм навески достаточно просто и быстро. Однако для фиксации шаровых шарниров присоединительного треугольника механизма навески с рамой  машины (орудия) приходится применять ручные операции. Этот недостаток отсутствует у механизма навески с автоматической сцепкой.

Задние универсальные трехточечные механизмы навески применяют для всех тракторов тяговых классов 0,6; 0,9; 1,4; 2, а механизмы навески трехточечные с возможностью их перенастройки на двух-точечные - для тракторов тяговых классов 3; 4; 5; 6; 8. В этом случае нижние тяги подсоединяются к трактору не в двух разнесенных точках, а в одной общей (посредине), либо в двух максимально сближенных. При такой наладке кинематика относительного движения трактора и машины в навесном варианте идентична кинематике в прицепном варианте. 

Двухточечная настройка обычно применяется при агрегатировании гусеничных тракторов с плугами, что позволяет таким агрегатом совершать криволинейное движение с заглубленными рабочими органами без поломок и повреждений, а трехточечная - при агрегатировании трактора с широкозахватными машинами или орудиями, так как она обеспечивает устойчивый их ход относительно трактора в горизонтальной плоскости.

Для повышения эксплуатационных качеств некоторые тракторы оснащаются не только задним, но и фронтальным универсальным механизмом навески. Чаще всего это универсально-пропашные тракторы, которые при такой комплектации смогут выполнять пропашные работы с совмещением операций: одна операция выполняется машиной (орудием) во фронтальной навеске, а вторая - другой машиной в задней  навеске.

Некоторые из  машин-орудий не могут агрегатироваться с трактором через универсальные подъемно-навесные устройства и требуют иных средств агрегатирования. В этом случае применяют специальные способы навески,  зависящие от конструкции машины и наличия на тракторе  соответствующих мест для крепления. Одним из таких мест является подмоторная рама трактора, на которой с этой целью выполнен ряд крепежных отверстий. Специальный механизм навески машины-орудия является принадлежностью этой машины-орудия, и позволяет навешиваться ей только на определенную модель трактора. Такая навеска носит название индивидуальной.

Заднее навесное устройство предназначено для присоединения к трактору навесных и полунавесных сельскохозяйственных машин, регулировки их рабочего положения, подъема в транспортное и опускания в рабочее положения.  Навесные машины присоединяют к трактору в трех точках задних шарниров нижних и верхней тяг.

Типичной конструкцией заднего механизма навески является конструкция трактора МТЗ-100/102 (рис. 12.1). Гидроцилиндр 2 соединен с литой крышкой 3 заднего моста через ось 1. В проушинах крышки установлен поворотный вал 7, на шлицах которого закреплен поворотный рычаг 6 с помощью пальца 22.  На шлицах

вала 7 установлены наружные рычаги 8 и 14, соединенные раскосами 23 и 24 с нижними тягами 10 и 16. 

Длина левого раскоса 24 (расстояние между осями верхнего и нижнего пальцев) должна быть 515 мм. Поперечное положение навешенной машины регулируется правым телескопическим резьбовым раскосом 23, длина которого меняется путем вращения рукоятки 26,  связанной через шестеренную передачу с вращающейся резьбовой втулкой.

Рис. 12.1. Заднее навесное  устройство трактора  МТЗ-100/102:

а - вид сверху; б - вид сбоку; 1 - ось; 2 - гидроцилиндр; 3 - крышка заднего моста; 4, 13 и 21 - кронштейны; 5 - центральная тяга;  6 - поворотный  рычаг; 7 - поворотный вал; 8 и 14 - наружные рычаги; 9 и 15 - стяжки; 10 и 16 - нижние тяги; 11- чека; 12 и 20 - продольные  тяги;  17  и 22 - пальцы; 18 - проушина; 19 - кольцо; 23 - правый настроечный раскос; 24 - левый раскос; 25 - палец продольной тяги; 26 - рукоятка; 27 -  регулировочные тягами 10 и 16.

Нижние тяги составные, имеют выдвижные задние концы 12 и 20, соединяемые пальцами 17 с тягами 10 и 16, которые передними шарнирами закреплены на поперечной горизонтальной оси.

Верхняя тяга 5 регулируемой длины состоит из двух наконечников с шаровыми шарнирами и центральной резьбовой муфты, вращаемой вставленным в нее воротком. Передним концом тяга 5 крепится к одному из трех отверстий кронштейна датчика силового регулятора с помощью пальца и запорной чеки. Перестановка тяги приводит к изменению величины заглубляющего момента (при работе с плугом), что влияет на догрузку ведущих колес трактора.

При агрегатировании трактора с широкозахватными машинами нижние тяги 10 и 16 соединяются с раскосами 23 и 24 через продольные пазы А, что позволяет машине иметь необходимый вертикальный свободный ход для лучшего копирования рельефа.

С целью ограничения поперечного смещения навешенной машины в рабочем или транспортном положениях нижние тяги связываются с остовом трактора регулируемыми стяжками 9 и 15 через кронштейны 13 и 21, установленными на оси продольных тяг. В кронштейны 13 и 21 ввернуты регулировочные болты 27, которые, упираясь в корпус заднего моста трактора, обеспечивают натяжение стяжек при подъеме машины в транспортное положение. 

Устройства быстросоединяющие автосцепки. Процесс соединения трактора с навесной машиной требует ручного труда тракториста и выхода его из кабины трактора. С увеличением энергонасыщенности тракторов возрастает вес агрегатируемых с ним машин. Поэтому дальнейшее совершенствование навесных устройств тракторов направлено на упрощение процессов соединения и разъединения их с подсоединяемой техникой и по возможности без выхода тракториста из кабины. 

Устройства, обеспечивающие автоматическое сцепление механизма навески трактора с навесной машиной носят название - автоматические сцепные устройства (автосцепки).

Широко используемая автосцепка, показанная на рис. 12.2, состоит из двух самостоятельных частей: рамки 1, навешиваемой на трактор, и замка 5, являющегося принадлежностью сельскохозяйственного орудия. Рамка 1 сцепного устройства присоединяется в трех точках к навесному устройству трактора и представляет собой равнобедренный треугольник. В нижней части рамки имеются съемные пальцы 3 для ее соединения с нижними продольными тягами навесного устройства, а в верхней части - проушины 2 для соединения с центральной тягой. Рамка выполнена из трубы прямоугольного сечения. В верхней части рамки расположен запирающий механизм в виде подпружиненной защелки (собачки)  4 с рычагом 6.

Замок 5 имеет форму, как и рамка 1, равнобедренного треугольника. В верхней части замка смонтирован упор 8 защелки.

Рис. 12.2. Автоматическая сцепка:

1 – рамка; 2 – проушина; 3 – палец; 4 – собачка; 5 – замок; 6 – рычаг; 7 - эксцентрик; 8 – упор защелки

Для навешивания машины навесное устройство вместе с рамкой 1 опускают вниз и, подавая трактор назад, совмещают рамку с замком, поднимают навесное устройство и рамку 1 вводят в полость замка 5.  При этом собачка 4 рамки входит в паз А замка. Плотность соединения рамки и замка обеспечивается установкой минимального зазора между упором замка и носком собачки с помощью эксцентриков

Для исключения самопроизвольного отсоединения сельскохозяйственной машины от трактора в процессе работы защелка 4 зафиксирована пружинным шплинтом (на рис. не показан). Для отсоединения машины удаляют шплинт, поворотом рычага 6 выводят защелку из паза замка, опускают навесное устройство и рамку 1 выводят из замка 5.  

Раздельноагрегатная гидросистема (гидросистема) служит для трансформации и передачи энергии тракторного двигателя к различным исполнительным звеньям с целью:

-                    управления навесной машиной;

-                    управления прицепной машиной через установленные на ней гидроцилиндры;

-                    привода в движение рабочих органов навесных или прицепных машин через гидравлическую систему отбора мощности трактора;

-                    выполнения автосцепки с навесными и прицепными машинами;  

-                    изменения и автоматического поддержания выбранной глубины почвообработки;

-                    корректировки вертикальной реакции почвы на движитель трактора;

-                    выполнения вспомогательных операций по обслуживанию трактора (изменение базы, изменение колеи, подъем остова и т.п.).

В  настоящее  время  широко  применяется  гидросистема  раздельноагрегатного  типа. 

Унифицированная раздельноагрегатная гид равлическая навесная система тракторов (рис. 12.3) включает: насос 1 с приводом и механизмом включения; распределитель 5 золотникового типа с механизмом управления; масляный бак 2 с фильтром 3; основной гидроцилиндр 8; выносные гидроцилиндры; стальные трубопроводы 4 и эластичные рукава 6;  запорные и быстросоединяемые муфты 7; проходные штуцера; замедлительный клапан и уплотнительные устройства. 

Гидросистемы некоторых тракторов имеют гидроувеличитель сцепного веса с гидроаккумулятором, силовой регулятор или систему автоматического регулирования глубины обработки почвы (САРГ), гидросистему отбора мощности (ГСОМ).

Рис. 20.3. Схема раздельноагрегатной гидравлической навесной системы:

1 - насос;  2 - масляный бак;  3 - фильтр; 4 - стальной трубопровод;  5 - распределитель; 6 - эластичный рукав; 7 - быстросоединяемая муфта; 8 -  гидроцилиндр

Гидросистема построена так, чтобы обеспечить максимально широкую работу исполнительного звена - гидроцилиндра двухстороннего действия (или нескольких гидроцилиндров с независимым управлением).

Гидроцилиндр может иметь четыре основных состояния: движение поршня в одну сторону; движение поршня в другую сторону; фиксация поршня путем перекрытия маслу входа и выхода из гидроцилиндра; возможность свободного перемещения поршня в обе стороны от внешнего усилия за счет соединения обеих полостей гидроцилиндра между собой и со сливной  магистралью. Распределитель, в который от насоса поступает поток масла под давлением, обеспечивает один из четырех вариантов работы гидроцилиндра. В этом случае распределитель имеет один золотник с осевым перемещением в одну из четырех позиций.

Для предохранения гидросистемы от чрезмерного повышения давления распределитель оснащается предохранительным клапаном отрегулированным на давление не выше 20,5 МПа.

Гидронасос является наиболее ответственным элементом гидросистемы. От него в большой мере зависит эффективность работы гидропривода. Наибольшее распространение получили шестеренные насосы типа НШ одно- или двухсекционные. В тяжелых сельскохозяйственных и промышленных тракторах применяют так же аксиальнопоршневые насосы как регулируемого, так и нерегулируемого типов.

Насос забирает масло через всасывающую магистраль из бака, емкость которого должна составлять 0,5...0,8 минутной производительности насоса. Очистка масла выполняется сетчатым фильтром или фильтром со сменным фильтровальным элементом, обеспечивающим удаление посторонних частиц размером от 25 мкм для жидкости, подаваемой от шестеренных насосов и распределителей с механическим управлением, и от 10 мкм для поршневых насосов и электрогидравлических распределителей.

Рассмотрим конкретные типовые конструкции узлов гидросистемы.

Гидронасосы . Каждая модель насоса имеет определенное буквенно-цифровое обозначение, характеризующее его технические данные.

Так, обозначение НШ-32-У-2Л расшифровывается так:

НШ насос шестеренный;

32 объем рабочей жидкости в см3, вытесняемый из насоса за один оборот вала (теоретическая подача);

У  унифицированная конструкция;

2 группа исполнения, характеризующая номинальное давление нагнетания насоса: 2 – 14 МПа; 3 – 16 МПа; 4 – 20 МПа;

Л левое направление вращения привода насоса. Если насос правого направления вращения, то соответствующей буквы в обозначении нет. 

Рассмотрим конструкцию шестеренного гидронасоса и его привода. На тракторах МТЗ 100/102 применен насос НШ–32–3 правого вращения (рис. 12.4.). Нагнетание масла в насосе осуществляется при помощи ведущей 2 и ведомой 3 шестерен, расположенных между подшипниковой 1 и поджимной 5 обоймами и платиками 4. Подшипниковая обойма 1 служит единой опорой для цапф шестерен. Поджимная обойма 5 под давлением масла в полости манжеты (на рис. не показана, расположена в зоне нагнетательного отверстия) поджимается к наружной поверхности зубьев шестерен, обеспечивая требуемый зазор между зубьями уплотняющей поверхности обоймы.

Рис. 12.4. Масляный насос НШ-32-3:

1 - подшипниковая обойма;   2 - ведущая шестерня;   3 - ведомая шестерня;  4 - платик; 5 - поджимная обойма; 6, 10 -  шарикоподшипники; 7 – вал; 8 – шестерня; 9 – корпус; 11 - вилка; 12 - валик управления; 13 - промежуточная шестерня; 14 - манжета; 15 - шайба; 16 - манжета; 17 - стакан подшипника; 18 - шпилька; 19 - манжета; 20 - втулка центрирующая

Платики 4 под давлением масла в полости торцовых манжет 16 и 14 поджимаются к шестерням 2 и 3, уплотняя их по боковым поверхностям в зоне высокого давления. Вал ведущей шестерни 2 в корпусе уплотняется двумя манжетами 19. Центрирование ведущего вала шестерни 2 относительно установочного бурта корпуса обеспе-

чивается втулкой 20. Разъем корпуса с крышкой уплотняется с помощью резинового кольца круглого сечения.

Насос закреплен четырьмя шпильками 18 на корпусе 9 гидроагрегатов через стакан 17, в котором он центрируется посадочным пояском корпуса. Шлицевой хвостовик ведущей шестерни 2 насоса входит во внутренние шлицы вала 7, установленного на подшипниках 6 и 10.

При работающем двигателе вращение через шестерни привода независимого ВОМ и промежуточную шестерню 13 передается на шестерню 8  (при включенном положении), которая через шлицы передает вращение валу 7 и ведущей шестерне 2.

Шестерня 8 перемещается ручным механизмом управления через валик 12 с закрепленной на нем вилкой 11 и может фиксироваться ручкой управления в двух позициях: включенный привод, когда шестерня 8 находится в зацеплении с шестерней 13; выключенный привод - шестерня 8  выводится из зацепления с шестерней 13. Включение или выключение привода насоса выполняется при неработающем двигателе в зависимости от потребности в гидроприводе при работе МТА.

Распределители тракторной навесной гидросистемы служат для распределения потока рабочей жидкости между потребителями, для автоматического переключения системы на режим холостого хода (перепуск рабочей жидкости в бак) в периоды, когда все потребители отключены, и для ограничения давления в гидросистеме  при  перегрузках.

На сельскохозяйственных тракторах наибольшее распространение получили моноблочные трехзолотниковые четырехпозиционные распределители с ручным управлением. На промышленных тракторах применяются моноблочные одно-, двух- или трехзолотниковые, и, обычно,  трехпозиционные распределители с ручным и дистанционным управлением. 

Тракторные распределители имеют буквенно-цифровое обозначение типа Р75-33Р (трактор МТЗ-80), Р80-23Р (трактор МТЗ-100), Р75-В3  (трактор ДТ-75М). Здесь буква Р  - означает распределитель; две первые цифры при букве - максимальную производительность насоса, л/мин, с которым распределитель может работать; остальные цифры и буквы - конструктивный вариант распределителя.

Типовой трехзолотниковый четырехпозиционный распределитель представлен на рис. 12.5.

В корпусе 1 с каналами 2 устанавливают золотники 3, перепускной 7 и предохранительный клапан 11. К корпусу привернуты две крышки. В верхней крышке 4 шарнирно укреплены рукоятки для управления золотниками. В нижней крышке 10 имеется полость для слива масла в бак. К распределителю по трубопроводу подводится масло от насоса. От распределителя по шести трубопроводам масло может поступать в поршневую и штоковую полости гидроцилиндров.

Рис. 12.5. Трехзолотниковый четырехпозиционный распределитель:

1 – корпус; 2, 6, 8  каналы; 3 – золотник; 4 – верхняя крышка; 5 – пружина; 7 - перепускной клапан; 9 – сливная полость; 10 – нижняя крышка; 11 – предохранительный клапан; 12 – шариковый фиксатор

Перепускной клапан 7 закрывает отверстие, которое соединяет нагнетательный канал 8 со сливной полостью 9. Клапан прижимается к седлу пружиной 5.

Предохранительный клапан 11 сообщен каналом 6 с полостью над перепускным клапаном.  При чрезмерном повышении давления в системе клапан 1 открывается и соединяет эту полость с полостью слива. 

Схема действия распределителя при различных режимах работы представлена на рис. 12.6.

Если орудие находится в транспортном положении и золотник установлен в нейтральном положении (рис. 12.6,а), то масло по калиброванному отверстию 2  перепускного клапана 4 поступает в отводный канал 9 и далее в сливную полость 6 и масляный бак. Ввиду дросселирующего действия калиброванного отверстия 2 перепускной клапан отходит от седла 5 и масло поступает параллельно основному потоку через клапан в сливную полость.

Рис.12.6 Схема работы распределителя раздельноагрегатной навесной системы в положениях:

а - нейтральное; б - плавающее; в - подъем; г опускание; 1 – гидроцилиндр; 2 - калиброванное отверстие; 3, 7, 8, 9  каналы; 4 – перепускной клапан; 5 – седло клапана; 6 – сливная полость

 

Нижняя полость гидроцилиндра 1 сообщается трубопроводом с каналом 8 распределителя, а верхняя полость - с каналом 7. Как видно из схемы кольцевые пояски золотника перекрывают оба канала, запирая масло в гидроцилиндре. При установке золотника в плавающее положение (рис. 12.6,б) масло, поступающее от насоса, сливается в бак через перепускной  клапан и отводной канал 9. Обе полости гидроцилиндра сообщаются со сливной полостью распределителя. Навесное  орудие  под действием веса опускается и рабочие органы его заглубляются (под действием заглубляющего момента). Величина заглубления ограничена положением опорного колеса орудия.  При выполнении технологического процесса золотник остается в плавающем положении и опорные колеса орудия при этом могут свободно копировать рельеф поля. 

Подъем орудия в транспортное положение происходит при установке золотника в положениеподъем” (рис. 12.6,в). В этом случае золотник перекрывает отводный  канал 9 и одновременно открывает доступ маслу из нагнетательного канала 3 в канал 8, который сообщается с нижней полостью гидроцилиндра 1. 

При принудительном опускании орудия (рис. 12.6,г) перепускной клапан закрыт; в верхнюю полость гидроцилиндра поступает масло из нагнетательного канала 3, а из нижней полости гидроцилиндра масло вытесняется и поступает в бак. Принудительное опускание применяется при работе тракторов с ямокопателями, бульдозерами и некоторыми другими специальными машинами.

Ручной установкой золотника в нейтральное положение можно зафиксировать поршень гидроцилиндра в любом промежуточном положении.

В заданных положениях (плавающем, нейтральном и др.) золотник удерживается шариковым фиксатором 12 (см. рис. 12.5). Причем это устройство предусматривает автоматический возврат золотника из положений "подъем" и "опускание" в нейтральное положение. Из плавающего положения в нейтральное золотник переводится только вручную. 

Гидроцилиндры применяют для привода механизмов навески трактора разного типа в качестве основного гидроцилиндра и для привода рабочих органов машин в качестве выносного гидроцилиндра. Выносные гидроцилиндры в отличие от основных имеют быстросъемные присоединительные устройства, облегчающие их монтаж и демонтаж.

Для раздельноагрегатных гидросистем гидроцилиндры могут быть трех исполнений, обозначаемых цифрами 2, 3 и 4, что соответствует номинальному давлению жидкости соответственно в 14, 16 и 20 МПа соответственно. В обозначении гидроцилиндра буква Ц - цилиндр, а цифры при букве - внутренний диаметр цилиндра, мм. Единый типоразмерный ряд гидроцилиндров охватывает шесть марок: Ц55, Ц75, Ц80, Ц100, Ц125 и Ц140.

В зависимости от исполнения конструкции гидроцилиндров отличаются друг от друга.

В исполнении 2 гидроцилиндр (рис. 12.7) имеет корпус разбирающийся на три основные части: цилиндр 9, задняя крышка 2 и передняя крышка 23. Все части стягиваются четырьмя длинными шпильками или болтами. Уплотнение крышек 2 и 23, штока 8 и поршня 6 производится резиновыми кольцами 3, 5, 7, 10 и 16. Для предотвращения  попадания  грязи в гидроцилиндр установлен "чистик" 13, состоящий из пакета стальных шайб. Для регулирования величины рабочего хода поршня 6 служит подвижный упор 15 и гидромеханический клапан 18, перекрывающий выход масла из цилиндра и вызывающий повышение давления в системе и автоматический возврат золотника в нейтральное положение.

Рис. 12.7. Гидроцилиндр:

1 - бугель; 2 - задняя крышка; 3, 5, 7, 10, 16 - уплотнительные резиновые кольца; 4 - кольцо; 6 - поршень; 8 - шток; 9 - цилиндр;  11 - болт; 12 - шайба; 13 - "чистик"; 14 - барашковая гайка; 15 - упор; 17 - направляющая клапана; 18 - гидромеханический клапан; 19 - гнездо клапана; 20 - штуцер замедлительного клапана; 21 - шайба замедлительного клапана; 23 - передняя крышка, 24 - гайка; 25 - соединительная трубка; 26 - болт; 27 - штуцер; 28 - гайка штока

Плавное опускание навесной машины обеспечивается установкой на выходе гидроцилиндра замедлительного клапана, состоящего из штуцера 20 и плавающей шайбы 21 с калиброванным отверстием. 

В исполнении 3 корпус гидроцилиндра цилиндра состоит из двух основных частей: стакан корпуса цилиндра приворачивается к нижней крышке, а верхняя крышка крепится четырьмя короткими болтами к фланцу, приваренному к верхней части стакана. На цилиндре отсутствует гидромеханический клапан. 

Гидролинии раздельноагрегатных гидросистем имеют большую протяженность и включают трубопроводы, шланги (рукава высокого давления), соединительные и разрывные муфты с запорными клапанами и уплотнения. По назначению гидролинии делятся на всасывающие, напорные, сливные, дренажные и линии управления.

Металлические трубопроводы напорных гидролиний изготовляют из стальных бесшовных труб, рассчитанных на давление до 32 МПа с внутренним диаметром 10, 12, 14, 16, 20, 24 и 30 мм. Их наконечники представляют собой ниппель, приваренный к трубе с предварительно надетой накидной гайкой, или приваренную полую головку под специальный полый болт с металлическими уплотнительными прокладками.

Трубопроводы изгибаются на специальном станке, исключающем образования складок и сплющиваний на местах изгиба.

Шланги (рукава высокого давления) применяют для соединения гидроагрегатов, имеющих взаимное перемещение.

Гибкий резинометаллический рукав состоит из резиновой камеры, хлопчатобумажной или капроновой оплетки, металлической оплетки, второго слоя капроновой оплетки, наружного резинового слоя и верхнего слоя ткани (бандаж).  В  рукавах  применяется маслостойкая резина.

При необходимости рукава соединяют между собой с помощью проходных штуцеров.

Соединительные и разрывные муфты (рис. 12.8) применяют для подключения выносных гидроцилиндров и вставляются в местах соединения (разъединения) рукавов.

Соединительная муфта (рис. 12.8,а) состоит из двух полумуфт 1 и 8 вставляемых друг в друга и стягиваемых резьбовым соединением с помощью накидной гайки 6. Уплотнение осуществляется резиновым кольцом 7. Два шарика 5 прижимаются друг к другу с образованием кольцевого канала, через который перетекает масло. При разъединении полумуфт 1 и 8 шарики 5 под действием пружин прижимаются к седлам полумуфт, запирая их выходные отверстия и препятствуя вытеканию масла.

Наряду с резьбовыми применяют быстросоединяемые муфты, в которых полумуфты фиксируются друг с другом шариковым замком.     Разрывная муфта устанавливается обычно на прицепном гидрофицированном орудии между рукавами, подводящими масло к выносному гидроцилиндру и служит в качестве предохранительного устройства при внезапном непредусмотренном отцеплении орудия или при отъезде трактора от отцепленного орудия, но с присоединенными к трактору шлангами.

Рис. 12.8 Муфты: 

а - соединительная; б - разрывная

Разрывная муфта (рис. 12.8,б) во многом аналогична соединительной муфте, но вместо резьбового соединения имеет шариковый замок. В случае возникновения осевого усилия в стыке полумуфт более 200...250 Н замковые шарики 9 выходят из кольцевой проточки полумуфты 10 и, воздействуя на запорную втулку 11, заставляют ее перемещаться вправо, сжимая пружину 13. Происходит разъединение полумуфт, исключающее разрыв шлангов и вытекание масла.

Баки и фильтры . Баки гидронавесных систем тракторов служат резервуаром для рабочей жидкости - масла.

Объем бака зависит от количества потребителей и их особенностей и  составляет  0,5...0,8  минутной объемной подачи насоса (насосов).

Масло фильтруется полнопоточным фильтром со сменным фильтрующим элементом и перепускным клапаном, перепускающим масло мимо фильтра в случае его сильного загрязнения и повышения давления до 0,25...0,35 МПа.

Догружатели ведущих колес. Одним из недостатков колесных тракторов, особенно с колесной формулой 4К2, являются неудовлетворительные сцепные свойства ходовой системы  при выполнении тяговых операций с максимальным усилием на крюке. Для компенсации этого недостатка такие тракторы оснащаются специальными механизмами - догружателями ведущих колес (ДВК). Несмотря на различные конструктивные решения, все ДВК построены по одному принципу  - возможности регулирования вертикальной реакции почвы на опорно-копирующее колесо машины-орудия. При этом с уменьшением  этой  реакции  нормальная реакция почвы на задние (ведущие) колеса трактора увеличивается и сцепные свойства этих колес возрастают. Это явление обусловлено передачей реакции почвы с ее рабочих органов и веса машины через механизм навески на остов и ходовую систему трактора. При этом одновременно уменьшается нормальная реакция почвы на передние колеса с ухудшением их сцепных свойств. В результате дополнительная нормальная нагрузка на задние колеса оказывается больше дополнительной нагрузки на все колеса трактора, что определяет эффективность работы ДВК.