2. Тягово-сцепные устройства
Для
агрегатирования
с
прицепными
машинами-орудиями
трактор
оснащается
тягово-сцепными
устройствами
различных
видов.
На
автомобилях
для
буксирования
прицепов
и
других
автомобилей
применяют
специальные
буксирные
устройства.
По
назначению
тракторные
тягово-сцепные
устройства
подразделяются
на
три
вида.
Тягово-сцепное
устройство
ТСУ-1
(тяговая
вилка)
располагается
возможно
ниже,
но
с
обеспечением
необходимого
дорожного просвета
и
возможностью
использования
заднего
ВОМ.
Тяговосцепное
устройство
ТСУ-1
служит
для
соединения
с
трактором
разнообразных
прицепных
машин
и
орудий.
Тягово-сцепное
устройство
ТСУ-2
(гидрофицированный
крюк)
предназначено
для
сцепки
трактора
с
одноосными
машинами
и
одноосными
прицепами
с
последующей
их
буксировкой.
Управление
процессом
сцепки
и
расцепки
должно
выполняться
трактористом
из
кабины
с
места
водителя
через
гидравлическую
систему
механизма
навески.
Тягово-сцепное
устройство
ТСУ-3
(буксирное
устройство)
предназначено
для
работы
трактора
на
транспортных
перевозках
в
агрегате
с
двухосными
тракторными
и
автомобильными
прицепами.
Аналогичное
буксирное
устройство
применяют
и
на
автомобилях.
Кроме
того,
все
тракторы
и
автомобили
имеют
переднее
тяговосцепное
устройство
в
виде
крюка,
вилки
или
иной
конструкции,
которое
обеспечивает:
-
буксировку
неисправного
трактора
или
автомобиля;
-
пуск
двигателя
трактора
или
автомобиля
методом
его
буксировки;
-
образование
колонны
сцепленных
между
собой
тракторов
с
целью
буксировки
особо
тяжелых
изделий
(буровых
установок,
участков
сваренных
в
плети
трубопроводов
и
т.п.).
Примером
тяговой
вилки
ТСУ-1
может
служить
конструкция
прицепных
устройств
колесных
тракторов
МТЗ-80/82,
МТЗ-100/102
и
гусеничных
ДТ-75М
и
ДТ-175С.
В
тракторах
МТЗ
(рис.
12.10,а)
ТСУ-1
представляет
поперечину
5
с
установленной
на
ней
вилкой
3,
которая
фиксируется
пальцами
6
в
нужном
месте.
При
помощи
пальцев
2
поперечина
крепится
к
нижним
тягам
1
заднего
механизма
навески,
у
которых
были
сняты
задние
концы.
С
помощью
стяжек
7
блокируется
поперечное
смещение
прицепного
устройства.
Рис.
12.10.
Тягово-сцепные
устройства
ТСУ-1:
Прицепное кольцо буксируемой машины запирается в зоне вилки с помощью шкворня 4 (см. рис. 12.10,а) для тракторов МТЗ или шкворня 6 (см. рис. 12.10,б) для тракторов ДТ-75М и ДТ-175С.
Разновидностью
ТСУ-1
является
маятниковое
прицепное
устройство.
Его
отличительной
в
особенностью
является
то,
что
прицепной
брус,
заканчивающийся
тяговой
вилкой,
крепится
к
остову
трактора
через
вертикальный
шарнир
(как
горизонтальный
маятник)
под
днищем
внутри
базы
трактора.
Поэтому
сила
тяги
на
крюке
прикладывается
к
остову
с
минимальным
противодействием
повороту.
Эта
специфика
особенно
существенна
при
работе
тяжелых
гусеничных
(промышленных)
тракторов,
выполняющих
коррекцию
траектории
движения
поворотом
с
минимальным
радиусом,
равным
половине
поперечной
базы.
При
работе с
широкозахватными
машинами
маятниковое
прицепное
устройство способствует
более
стабильному
прямолинейному
движению
МТА.
При
необходимости
маятниковый
тяговый
брус
может
быть
зафиксирован
в
одном
из
нескольких
возможных
положений
в
горизонтальной
плоскости,
что
делает
этот
тип
прицепного
устройства
аналогичным
обычной
тяговой
вилке.
Наряду
с
тяжелыми
тракторами
маятниковое
прицепное
устройство
получает
распространение
на
тракторах
тяговых
классов
2
и
выше.
Рис. 12.11. Схема гидрофицированного крюка ТСУ-2
На
рис.
12.11
представлена
схема
гидрофицированного
крюка
ТСУ2.
Крюк
1
закреплен
через
горизонтальный
шарнир
4
на
остове
трактора
и
может
занимать
два
крайних
положения:
верхнее
рабочее
и
нижнее
вспомогательное.
Для
соединения
с
одноосными
машинами
или
одноосными
прицепами
опущенный
до
земли
крюк
задним
ходом
трактора
подводится
под
сцепную
петлю
дышла
подсоединяемого
прицепа
(машины),
которая
специальным
упо
ром
на
дышле
поддерживается
с
необходимым
зазором
до
земли.
Подъем
крюка
вместе
с
прицепной
петлей
в
его
зеве
выполняетсядействием
гидроцилиндра
6
через
специальные
тяги
7,
соединяющие крюк
со
штатными
рычагами
подъемного
устройства
механизма
навески
(вместо
раскосов).
По
завершению
подъема крюк
в
верхнем
(рабочем)
положении
запирается
захватом
3,
входящим
в
контакт
с упором
2,
запирается
так
же
зев
крюка.
Управление
захватом
осуществляется
трактористом
из
кабины
через
подпружиненную
тягу
5.
Рис. 12.12. Схема буксирного съемного устройства ТСУ-3
Амортизация
ударов
в
буксирном
устройстве
обеспечивается
за
счет
сжатия
пружины
6
как
при
резком
трогании,
так
и
при
интенсивном
торможении
трактора.
С
целью
упрощения
процесса
сцепления
буксирное
устройство
обычно
оснащают
направляющим
ловителем
сцепной
петли.
Кронштейн
2
крепится
к
остову
1
трактора
фиксирующими
пальцами
3
через
отверстия.
Рис.
12.13.
Буксирное
устройство
автомобиля:
Стержень
крюка
12
проходит
через
крышку
внутри
упругого
элемента.
По
обе
стороны
упругого
элемента
4
в
виде
резиновой
втулки
или
пружины
установлены
опорные
шайбы
3
и
14.
Стержень
крюка
закрепляется
в
корпусе
при
помощи
гайки
2,
которая
после
затяжки
шплинтуется.
Для
предотвращения
свободного
расцепления
дышла
прицепа
с
крюком
он
закрывается
защелкой
11.
Защелка
фиксируется
в
закрытом
состоянии
собачкой
7
и
шплинтом.
Для
шплинтовки
собачка
имеет
отверстие
8.
Шплинт
подвешивается
на
цепочке
10.
Упругий
элемент
4
смягчает
удары
от
прицепа
при
трогании
и
торможении
автомобиля.
Крюк
12
может
поворачиваться
вокруг
своей
оси,
что
позволяет
автомобилю
и
прицепу
совершать
поперечные
колебания
при
езде
по
бездорожью.
Для
разъединения
автомобиля
и
прицепа
необходимо
нажать
на
собачку
7,
после
чего
повернуть
защелку
11.
Буксирное
устройство
автомобиля
стандартизовано
и
выполняется
пяти
типоразмеров
в
зависимости
от
массы
буксируемого
прицепа
(3, 8, 17, 30
и
80
т).
Если
автомобиль
не
предназначен
для
буксирования
прицепов,
то
вместо
буксирного
устройства
на
нем
устанавливаются
специальные
петли,
предназначенные
для
кратковременной
буксировки
другого
автомобиля.
В
передней
части
рамы
закрепляются
петли,
а
на
некоторых
автомобилях
крюки
для
буксирования
самого
автомобиля.
Легковые
автомобили
также
имеют
буксирные
петли.
Уход
за
тягово-сцепными
устройствами
обеспечивает
надежность
их
работы
и
безопасность
в
эксплуатации.
Тяговая
вилка
ТСУ-1
и
маятниковое
прицепное
устройство,
обеспечивающие
агрегатирование
с
прицепными
сельскохозяйственными
машинами,
постоянно
контролируются
на
надежность
крепления
к
трактору,
отсутствие
трещин
и
значительных
деформаций
элементов,
на
надежность
фиксации
запорного
пальца
и
легкость
поворота
маятникового
тягового
бруса
относительно
шарнира
его
крепления
к
остову
трактора.
Все
обнаруженные
неисправности
должны
немедленно
устраняться.
Особенностью
гидрофицированного
крюка
ТСУ-2
является
возможность
его
вертикального
перемещения
под
действием
привода
от
механизма
навески
трактора
с
последующим
запиранием
его
в
поднятом
рабочем
положении.
При
уходе
за
гидрофицированным
крюком
необходимо:
проверить
и
при
необходимости
отрегулировать
его
привод,
а
также
надежность
запирания
его
захватами;
проверить
и при
необходимости
отрегулировать
ручной
привод
к
захватам.