2. Тягово-сцепные устройства

Для агрегатирования с прицепными машинами-орудиями трактор оснащается тягово-сцепными устройствами различных видов. На автомобилях для буксирования прицепов и других автомобилей применяют специальные буксирные устройства.

По назначению тракторные тягово-сцепные устройства подразделяются на три вида. 

Тягово-сцепное устройство ТСУ-1 (тяговая  вилка) располагается возможно ниже, но с обеспечением необходимого дорожного просвета и возможностью использования заднего ВОМ. Тяговосцепное устройство ТСУ-1 служит для соединения с трактором разнообразных прицепных машин и орудий.

 Тягово-сцепное устройство ТСУ-2 (гидрофицированный крюк) предназначено для сцепки трактора с одноосными машинами и одноосными прицепами с последующей их буксировкой.

Управление процессом сцепки и расцепки должно выполняться трактористом из  кабины  с места водителя через гидравлическую систему механизма навески.

Тягово-сцепное устройство ТСУ-3 (буксирное устройство) предназначено для работы трактора на транспортных перевозках в агрегате с двухосными тракторными и автомобильными прицепами.

Аналогичное буксирное устройство применяют и на автомобилях.

Кроме того, все тракторы и автомобили имеют переднее тяговосцепное устройство в виде крюка, вилки или иной конструкции, которое обеспечивает:

-                    буксировку неисправного трактора или автомобиля;

-                    пуск двигателя трактора или автомобиля методом его буксировки;

-                    образование колонны сцепленных между собой тракторов с целью буксировки особо тяжелых изделий (буровых  установок, участков сваренных в плети трубопроводов и т.п.).

Примером тяговой вилки ТСУ-1 может служить конструкция прицепных устройств колесных тракторов МТЗ-80/82, МТЗ-100/102 и гусеничных ДТ-75М и ДТ-175С.

В тракторах МТЗ (рис. 12.10,а) ТСУ-1 представляет поперечину 5 с установленной на ней вилкой 3, которая фиксируется пальцами 6 в нужном месте. При помощи пальцев 2 поперечина крепится к нижним тягам 1 заднего механизма навески, у которых были сняты задние концы. С помощью стяжек 7 блокируется поперечное смещение прицепного устройства. 

Регулировка точки прицепа по ширине осуществляется перестановкой вилки 3 вдоль поперечины 5, а по высоте - подъемом нижних тяг 1. Взаимное угловое перемещение трактора и машины достигается за счет зазора в соединении прицепной вилки 3 с прицепным кольцом машины.В тракторах ДТ-75М и ДТ-175С (рис. 12.10,б) поперечина 7 с установленной на ней вилкой 5 через соединительные кронштейны 2 крепится к продольным лонжеронам 1 рамы трактора. Поперечина 7 несимметричной в вертикальной плоскости конфигурации соединяется с кронштейнами 2 через пальцы 3. Ее переворот на 180о обеспечивает необходимую регулировку точки прицепа по высоте. По ширине точка прицепа регулируется перестановкой вилки 5 по поперечине 7 и фиксацией пальцами 4.

 

 

Рис. 12.10. Тягово-сцепные  устройства ТСУ-1:

1 – нижняя тяга навески; 2, 6 – пальцы; 3 – вилка; 4 – шкворень; 5 – поперечина; 7 – стяжки; 8 – остов трактора;

Прицепное кольцо буксируемой машины запирается в зоне вилки с помощью шкворня 4 (см. рис. 12.10,а) для тракторов МТЗ или шкворня 6 (см. рис. 12.10,б) для тракторов ДТ-75М и ДТ-175С. 

Разновидностью ТСУ-1 является маятниковое прицепное устройство. Его отличительной в особенностью является то, что прицепной брус, заканчивающийся тяговой вилкой, крепится к остову трактора через вертикальный шарнир (как горизонтальный маятник) под днищем внутри базы трактора. Поэтому сила тяги на крюке прикладывается к остову с минимальным противодействием повороту. Эта  специфика особенно существенна при работе тяжелых гусеничных (промышленных) тракторов, выполняющих коррекцию траектории движения поворотом с минимальным радиусом, равным половине поперечной базы. При работе с широкозахватными машинами маятниковое прицепное устройство способствует более стабильному прямолинейному движению МТА. 

При необходимости маятниковый тяговый брус может быть зафиксирован в одном из нескольких возможных положений в горизонтальной плоскости, что делает этот тип прицепного устройства аналогичным обычной тяговой вилке. 

Наряду с тяжелыми тракторами маятниковое прицепное устройство получает распространение на тракторах тяговых классов 2 и выше.

На рис. 12.10,в показана схема маятникового прицепного устройства. Прицепной брус 4, имеющий на заднем конце сцепную вилку, запираемую шкворнем 5, крепится к остову 2 трактора передним концом через вертикальный палец 1. Горизонтальное положение бруса 4 обеспечивается его расположением внутри дуговой направляющей, закрепленной на остове 2 трактора. Конструкция направляющей позволяет брусу 4 отклоняться в обе стороны от плоскости симметрии трактора на равные углы α =15о…20о под действием силы тяги. При необходимости брус 4 может быть зафиксирован в направляющей с помощью пальца 3, что обеспечивает перевод маятникового прицепного устройства в обычное жесткое и одновременно позволяет регулировать в поперечном направлении положение точки прицепа.

Рис. 12.11. Схема гидрофицированного крюка ТСУ-2

На рис. 12.11 представлена схема гидрофицированного крюка ТСУ2. Крюк 1 закреплен через горизонтальный шарнир 4 на остове трактора и может занимать два крайних положения: верхнее рабочее и нижнее вспомогательное. Для соединения с одноосными машинами или одноосными прицепами опущенный до земли крюк задним ходом трактора подводится под сцепную петлю дышла подсоединяемого прицепа (машины), которая специальным упо ром на дышле поддерживается с необходимым зазором до земли. 

Подъем крюка вместе с прицепной петлей в его зеве выполняетсядействием гидроцилиндра 6 через специальные тяги 7, соединяющие крюк со штатными рычагами подъемного устройства механизма навески (вместо раскосов). По завершению подъема крюк в верхнем (рабочем) положении запирается захватом 3, входящим в контакт с упором 2, запирается так же зев крюка. Управление захватом осуществляется трактористом из кабины через подпружиненную тягу 5.

Схема буксирного устройства съемного типа (ТСУ-3) представлена на рис. 12.12. Тяговый крюк 8, зев которого запирается обычно автоматически после попадания в него сцепного кольца, имеет на своем стержне предварительно сжатую пружину 6 или резиновую втулку, установленную между двумя свободно сидящими опорными шайбами 4, опирающимися периферийной частью о торцовые поверхности направляющего стакана 5 и соединенного с ним кронштейна 2. Одновременно шайбы 4 центральной частью опираются об опоры 7, закрепленные на стержне крюка 8.

Рис. 12.12. Схема буксирного съемного устройства ТСУ-3

Амортизация ударов в  буксирном устройстве обеспечивается за счет сжатия пружины 6 как при резком трогании, так и при интенсивном торможении трактора.

С целью упрощения процесса сцепления буксирное устройство обычно оснащают направляющим ловителем сцепной петли. Кронштейн 2 крепится к остову 1 трактора фиксирующими пальцами 3 через отверстия.

  Буксирное устройство автомобиля (рис. 12.13) по конструкции аналогично тракторному ТСУ-3. Оно предназначено для буксирования прицепов и автомобилей и крепится на задней поперечине 6 рамы автомобиля. Буксирное устройство имеет корпус 5, внутри которого размещен упругий элемент 4. Корпус закрывается крышкой 13.

Рис. 12.13. Буксирное устройство автомобиля:

1 - колпак гайки; 2 - гайка; 3, 14 - опорные шайбы; 4 - упругий элемент; 5 - корпус; 6 -задняя поперечина рамы; 7 - собачка; 8 - отверстие для шплинта; 9 - ось собачки; 10 - цепочка шплинта; 11 - защелка; 12 - крюк; 13 - крышка корпуса

Стержень крюка 12 проходит через крышку внутри упругого элемента. По обе стороны упругого элемента 4 в виде резиновой втулки или пружины установлены опорные шайбы 3 и 14. Стержень крюка закрепляется в корпусе при помощи гайки 2, которая после затяжки шплинтуется. Для предотвращения свободного расцепления дышла прицепа с крюком он закрывается защелкой 11. Защелка фиксируется в закрытом состоянии собачкой 7 и шплинтом. Для шплинтовки собачка имеет отверстие 8. Шплинт подвешивается на цепочке 10. Упругий элемент 4 смягчает удары от прицепа при трогании и торможении автомобиля. Крюк 12 может поворачиваться вокруг своей оси, что позволяет автомобилю и прицепу совершать поперечные колебания при езде по бездорожью. Для разъединения автомобиля и прицепа необходимо нажать на собачку 7, после чего повернуть защелку 11. 

Буксирное устройство автомобиля стандартизовано и выполняется пяти типоразмеров в зависимости от массы буксируемого прицепа (3, 8, 17, 30 и 80 т).

Если автомобиль не предназначен для буксирования прицепов, то вместо буксирного устройства на нем устанавливаются специальные петли, предназначенные для кратковременной буксировки другого автомобиля. В передней части рамы закрепляются петли, а на некоторых автомобилях крюки для буксирования самого автомобиля.

Легковые автомобили также имеют буксирные петли.

Уход за тягово-сцепными устройствами обеспечивает надежность их работы и безопасность в эксплуатации.

Тяговая вилка ТСУ-1 и маятниковое прицепное устройство, обеспечивающие агрегатирование с прицепными сельскохозяйственными машинами, постоянно контролируются  на надежность крепления к трактору, отсутствие трещин и значительных деформаций элементов, на надежность фиксации запорного пальца и легкость поворота маятникового тягового бруса относительно шарнира его крепления к остову трактора. Все обнаруженные неисправности должны немедленно устраняться.

Особенностью гидрофицированного крюка ТСУ-2 является возможность его вертикального перемещения под действием привода от механизма навески трактора с последующим запиранием его в поднятом рабочем положении. При  уходе  за гидрофицированным крюком необходимо: проверить и при необходимости отрегулировать его привод, а также надежность запирания его захватами; проверить и при необходимости отрегулировать ручной привод к захватам.

                 Буксирные устройства трактора и автомобиля выполняются при изготовлении с повышенной надежностью, обусловленной дорожными и скоростными условиями буксировки. При уходе основное внимание необходимо обратить на надежность его крепления к остову машины, на надежность запирания зева крюка фиксатором с подвижным упором (работа автомата сцепки), на ручной привод к фиксатору.