3. Система отбора мощности

Система отбора мощности трактора служит для привода активных рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором. Валом отбора мощности (ВОМ) называют выходной шлицованный вал, который на тракторе предназначен для привода в движение рабочих органов мобильных или стационарных машин, агрегатируемых с трактором. ВОМ получает вращательное движение (мощность) от главного сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев (шестерен, валов, соединительных муфт и др.) механизма отбора мощности вращательного движения, или механизма привода ВОМ.

В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ заднего, фронтального, переднего и бокового расположений.

По частоте вращения хвостовиков (режимам работы) ВОМ делятся на вращающиеся с постоянной частотой (при постоянной частоте вращения двигателя) и на ВОМ с частотой вращения, зависящей от скорости движения  трактора  - синхронные. 

Постоянная частота вращения ВОМ используется для привода тех машин, у которых рабочие органы должны иметь постоянную скорость, не зависящую от поступательной скорости МТА (уборочные машины, машины по заготовке кормов, ротационные почвообрабатывающие и др.). С целью оптимизации привода различных машин используются ВОМ с разной частотой вращения, которые могут быть: 540; 750; 1000 и 1400 мин-1.  Наиболее часто на тракторы устанавливают ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540 и 1000 мин-1, что в основном определяется требованиями со стороны агрегатируемых с трактором машин.

С целью повышения топливной экономичности тракторы, оснащенные двигателями постоянной мощности, могут эксплуатироваться в так называемом "экономичном" режиме, т.е. при пониженной частоте вращения коленчатого вала. Частота вращения хвостовика ВОМ должна соответствовать указанным выше величинам, что обеспечивается встраиванием в привод  ВОМ  соответствующих редукторов с передаточным числом, компенсирующим снижение частоты вращения двигателя. Этому варианту вращения ВОМ присваивается обычно индекс "Е". Поэтому трактор может иметь ВОМ с частотой вращения хвостовика 540 и 540Е мин-1. В последнем случае указывается частота вращения хвостовика ВОМ, соответствующая экономичному режиму работы двигателя.

Механизмы отбора мощности по возможности управления ВОМ с постоянной частотой вращения, а следовательно ВОМ, делятся на три вида: полностью зависимые, полностью независимые и частично независимые.

Полностью зависимый ВОМ (рис. 12.14,а) имеет привод (отбор мощности) от ведомого вала главного сцепления 2 или связанного с ним вала. Включение ВОМ осуществляется с помощью подвижной зубчатой каретки 1 при неподвижном тракторе. Легко представить, что такой ВОМ не удовлетворяет ни одному из перечисленных выше специфических требований к механизмам отбора мощности сельскохозяйственных тракторов, так как нет возможности последовательного разгона элементов МТА, нельзя остановить трактор без остановки рабочих органов приводимых от ВОМ машин, невозможно включать и выключать рабочие органы машин на ходу МТА.

Полностью независимый ВОМ должен управляться независимо от поступательного движения МТА. Достигается это двумя вариантами исполнения привода ВОМ: 

1)               фрикционное сцепление 3 представляет двухпоточную двойную с независимым управлением конструкцию, от второго ведомого диска которого осуществляется привод независимого ВОМ (рис. 12.14,б); 

2)               привод (рис. 12.14,в) выполняется от ведущих деталей главного сцепления 2 (обычно от корпуса), а для управления ВОМ в цепи привода устанавливается механизм 4 с фрикционным разрывом потока мощности (фрикционное сцепление или планетарный редуктор, управляемый двумя тормозами).

Частично независимый ВОМ получает привод от второго диска двойного с последовательным управлением фрикционного сцепления 3 (рис 12.14,б). При его выключении сначала разрывается поток мощности, идущий на ходовую систему, а при дальнейшем нажатии на педаль управления разрывается поток мощности идущий на ВОМ. При включении сцепления процесс протекает в обратной последовательности. Поэтому здесь невозможно на ходу движения МТА включать и выключать ВОМ (рабочие органы машины). Остальные требования частично независимый ВОМ выполняет полностью.

Рис. 12.14. Схемы приводов ВОМ:

1 - подвижная каретка; 2 - главное сцепление; 3 - двойное сцепление; 4 - сцепление привода ВОМ; 5 - вторичный вал коробки передач; 6 - зубчатая муфта; 7 - планетарный ряд; 8 - зубчатый венец; 9 - вал; 10 - колесо с зубчатым венцом; 11 - зубчатая муфта

Иногда используют схему (рис. 12.14,г), когда в трансмиссии трактора устанавливают последовательно два однопоточных постоянно замкнутых сцепления 2 и 4, управление которыми осуществляется последовательно через общий привод. При нажатии на педаль управления сцеплениями 2 и 4 сначала выключается главное фрикционное сцепление 2, а затем фрикционное сцепление 4 привода ВОМ. При отпускании педали включение сцеплений 2 и 4 осуществляется в обратной последовательности.

Такая схема привода ВОМ применяется весьма ограниченно и только на колесных универсально-пропашных тракторах.

Наибольшее распространение на тракторах класса 0,6-2 получили полностью независимые ВОМ, как наиболее полно соответствующие условиям работы.

Полностью зависимые ВОМ на колесных тракторах не применяются, но используются на гусеничных тракторах, так как возможности ВОМ расширяются из-за специфики трогания гусеничных тракторов не только путем включения главного сцепления, но и замыканием одновременно левого и правого механизмов поворота (многодисковых фрикционных муфт поворота или планетарных механизмов). Поэтому одно из важнейших требований к приводу  ВОМ - ступенчатый разгон элементов МТА выполняется путем замыкания сначала кинематической цепи ВОМ (включение главного сцепления при выключенных механизмах поворота), а затем кинематической цепи привода ходовой системы трактора (замыкание механизмов поворота).

При необходимости гусеничные тракторы оснащаются полностью независимыми ВОМ.

Синхронный ВОМ применяется в том случае, когда МТА должен выполнять определенное число операций на заданном пути движения, что  свойственно работе сеялок, сажалок, удобрителей и др. Через синхронный ВОМ получает движение ходовая система активных прицепов.

Привод синхронного ВОМ выполняется от той части трансмиссии, передаточное число которой до ходовой системы остается неизменным и неразрываемым. Чаще всего отбор мощности берется от вторичного вала 5 коробки передач (рис. 12.14,д) или от шестерен постоянно связанных с ним. Включение и выключение синхронного ВОМ осуществляется при неподвижном тракторе с помощью зубчатой муфты 6. 

Общепринятая частота вращения синхронного ВОМ 3,3…3,5 оборота на 1 м пути.

Обычно синхронные ВОМ устанавливаются на тракторах класса

0,6-2.

Конструктивно механизм отбора мощности выполняется так (рис. 12.14,е), чтобы хвостовик заднего ВОМ мог вращаться с переключаемыми режимами и переключаемыми частотами. Такой ВОМ (двухрежимный) является комбинированным.

На схеме (рис. 12.14,е) ВОМ может работать как полностью независимый двухскоростной, так и синхронный.

Для обеспечения работы ВОМ в независимом режиме зубчатую муфту 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 8 вала 9, а включение заданного скоростного режима осуществляется с помощью зубчатой муфты 11 и тормоза Т2 планетарного ряда 7. Тормоз Т1 служит для остановки хвостовика ВОМ после выключения тормоза Т2.

Работа ВОМ в синхронном режиме осуществляется путем соединения зубчатой муфты 6 с зубчатым венцом колеса 10, связанного со вторичным валом коробки передач и включением  Т2 планетарного ряда 7.

Процесс переключения современных ВОМ осуществляется разными способами. Наряду с обычным механическим все большее распространение получает электрогидравлическое управление, когда многодисковое непостоянно замкнутое фрикционное сцепление с гидроподжатием в цепи привода ВОМ замыкается (размыкается) потоком масла от распределителя, управляемого электроприводом.

Управление ВОМ, таким образом, производится путем нажатия трактористом на соответствующую кнопку, установленную на пульте или на многофункциональном рычаге управления.

Часть тракторов оснащается фронтальными ВОМ, управляющими приводом рабочих органов фронтально навешенных машин. В этом случае фронтальный ВОМ может быть кинематически связан с приводом заднего ВОМ. Он может получать движение от носка коленчатого вала двигателя через понижающий редуктор и управляющее сцепление. Как правило, фронтальный ВОМ является односкоростным, полностью независимым, с частотой вращения хвостовика 1000 мин-1.

Боковые ВОМ устанавливают на те тракторы, с которыми агрегатируются машины в боковой навеске. Как было отмечено выше, этот вид навески типичен для универсально-пропашных колесных тракторов тягового класса 0,6-2. Поэтому именно эта группа тракторов имеет наиболее разветвленную и многофункциональную систему ВОМ. Все промышленные тракторы оснащаются ВОМ. Их количество, расположение и частота вращения зависят от назначения трактора, специфики агрегатируемых с ним машин-орудий, мощности двигателя и особенностей трансмиссии. Так, у трактора Т-330 с гидромеханической трансмиссией спереди установлены три ВОМ. Средний ВОМ полностью независимого типа получает привод от турбинного колеса комплексной гидропередачи, а крайние - синхронные, частоты вращения которых зависят от включенной передачи в коробке передач соответствующего борта. Эти ВОМ не изменяют направление своего вращения при изменении направления движения трактора, что отличает их от синхронных ВОМ сельскохозяйственных тракторов.

Тракторы ДЭТ-250М  и  Т-130  оборудованы независимым ВОМ заднего расположения с частотой вращения хвостовика, равной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

На трелевочных и мелиоративных тракторах применяют зависимые и независимые ВОМ заднего расположения, а на лесохозяйственных - задний и фронтальный ВОМ независимого типа.

Система отбора мощности автомобиля. Здесь часть мощности двигателя отбирается для привода лебедок, насосных станций для пожарных целей, распылителей и опрыскивателей, работы гидропривода. Гидропривод применяют для управления подъемом кузова самосвала или привода рабочих органов специальных машин (опрыскивателей, опыливателей, агрегатов для внесения жидких удобрений и ядохимикатов).

Отбор мощности чаще всего осуществляется от промежуточного вала коробки передач или ее блока шестерен заднего хода за счет установки специальных шестеренных редукторов с выходным валом (коробок отбора мощности). К выходному валу коробки отбора мощности крепят либо непосредственно потребитель (например, гидронасос), либо карданный вал его привода. Иногда для этого используют носок коленчатого вала двигателя (например, для привода пожарных помп, устанавливаемых перед радиатором автомобиля). Шестерню привода вала отбора мощности включают так же, как шестерни коробки передач - через валик с вилкой переключения.

Автомобили повышенной проходимости часто оборудуют лебедками, которые используют для самовытаскивания, вытаскивания других автомобилей, поднятия грузов. На автомобилях ГАЗ и ЗИЛ лебедки устанавливают в передней части, а на автомобилях Урал и КамАЗ - в средней части. Лебедки развивают усилие от 30 до 90 кН.

Барабан лебедки, на который намотан трос, приводится в действие через червячный редуктор. Его червяк вращается от раздаточной коробки через карданный вал, червячное колесо соединено с барабаном через муфту включения. Правильность наматывания и сматывания троса определяет ходовой винт и два ролика: горизонтальный и вертикальный. Ходовой винт приводится в действие цепной передачей. При необходимости барабан стопорится ленточным тормозом.

Уход за системой отбора мощности трактора и автомобиля включает контроль за количеством смазочного материала в шестеренных редукторах и периодическую его замену, проверку и при необходимости регулировку всех механизмов ручного управления элементами привода ВОМ или коробки отбора мощности, контроль за состоянием шестерен, валов, подшипников, уплотнений, обеспечивающих отсутствие ударов, значительного шума, вытекания масла. Обнаруженные неисправности должны устраняться соответствующей регулировкой, ремонтом или заменой неисправных деталей.