4. Грузовые кузова

Грузовые кузова имеют основание, соединенное с полом и образующее платформу, откидные боковые борта и жестко закрепленный передний борт. Боковые борта могут состоять из двух-трех секций. Запорные устройства должны надежно и легко их фиксировать.

Кузов самосвала (рис. 12.15) представляет собой цельнометаллический (иногда пластмассовый) короб 10, опрокидывающийся относительно оси 3. У сельскохозяйственных автомобилей систему опрокидывания кузова выполняют на три стороны с открывающимися или не открывающимися бортами. Оси открытия бортов могут быть верхними (см. рис. 12.15) или нижними. В последнем случае уменьшается попадание ссыпаемого груза под колеса.

Кузов устанавливают на надрамнике 1, прикрепленном к раме автомобиля стремянками. Для увеличения жесткости к кузову приваривают продольные и поперечные ребра. Для защиты кабины кузов имеет козырек 9. Задний открывающийся борт 4 подвешен на оси 6. Снизу он заперт запорным крюком 5. При разгрузке кузова запорный крюк 7 освобождает задний борт 4 воздействием водителя на рычаг 8 и далее через тягу 7. При ремонтных работах и техническом обслуживании кузов в поднятом состоянии фиксируют упорной штангой 2.

Подъемный механизм служит для поднятия кузова и выгрузки перевозимого материала. Широкое распространение получили подъ-

емные механизмы гидравлического типа. Они имеют малый вес и габариты и обладают высокой надежностью.

Рис. 12.15. Кузов самосвала:

1 – надрамник; 2 – упорная штанга; 3 – ось опрокидывания; 4 – задний борт; 5 - запорный крюк; 6 – ось подвески заднего борта; 7 – тяга; 8 рычаг; 9 – козырек; 10 – короб

Гидропривод подъемного механизма (рис. 12.16) состоит из бака 6, шестеренного гидравлического насоса 2, приводимого в действие от раздаточной коробки передач, распределителя 1, телескопического гидроцилиндра 8 и соединительных трубопроводов 4, 5 и 7. 

Для включения гидроподъемника используют рычаг 11, при воздействии которого на золотник 12 распределителя 1 масло перетекает в гидроцилиндр при подъеме кузова (положение А) или в бак (положение Б) при опускании кузова. Предохранительный клапан 13 срабатывает при давлении 13,5 МПа, перепуская часть масла из нагнетательной магистрали на слив в бак. Телескопическая конструкция гидроцилиндра позволяет уменьшить габаритные размеры этого механизма. Внизу каждого плунжера гидроцилиндра 8 выполнен буртик для ограничения хода при полном выдвижении секции.

Рис. 12.16. Гидропривод подъемного механизма:

а компоновка на автомобиле; б схема работы; 1 – распределитель; 2 - гидравлический насос; 3 – привод насоса; 4 -  сливной трубопровод; 5 – всасывающий трубопровод; 6 – бак; 7 – нагнетательный трубопровод; 8 – гидроцилиндр; 9 – надрамник; 10 – кузов; 11 – рычаг управления; 12 – золотник; 13 – предохранительный клапан; 14 – плунжер гидроцилиндра