Качество
привода,
определяющего
удобство
и
легкость
управления,
оценивается
работой,
которую
должен
совершить
водитель
для
полного
выключения
ФС.
В
настоящее
время
усилие
на
педали
управления
ФС
регламентировано
и
составляет
не
более
150
Н
при
наличии
усилителя
и
не
более
250
Н
-
без
усилителя.
При
этом
полный
ход
педали
ФС
не
должен
превышать
150…180
мм.
Различают
приводы
непосредственного
действия
(вся
работа
по
управлению
ФС
осуществляется
за
счет
мускульной
энергии
человека)
и
приводы
с
усилителями
(частично
или
полностью
используются
другие
источники
энергии).
В
зависимости
от
способа
передачи
энергии
приводы
непосредственного
действия
бывают
механическими
(энергия
передается
системой
тяг
и
рычагов)
и
гидравлическими
(энергия
передается
жидкостью
через
систему
цилиндров,
поршней
и
трубопроводов).
Рис. 3.12. Схемы приводов непосредственного действия ФС:
а – механического; б – гидравлического; 1 – нажимной диск; 2 – кожух ФС; 3 – отжимной рычаг; 4 – муфта отводки с выжимным подшипником; 5 – рычаг управления ФС; 6 – продольная тяга; 7 – педаль управления; 8 – главный цилиндр с компенсационным бачком; 9– трубопровод; 10 – рабочий цилиндр
Механические
приводы
непосредственного
действия
(рис.
3.12,а)
характеризуются
простотой
конструкции
и
технологии
изготовления,
малой
стоимостью
и
безотказностью
в
работе.
Очень
часто
привод
ФС
непосредственного
действия
не
может
отвечать
требованиям
по
величине
усилия
на
педали
управления.
Тогда
применяют
приводы
с
усилителями
(сервоприводы),
в
которых
частично
или
полно
стью
работа
по
управлению
ФС
осуществляется
за
счет
других
источников
энергии.
В
современных
тракторах
и
автомобилях
применяют
сервоприводы
пружинного
типа,
гидравлические,
пневматические
и
вакуумные.
Рассмотрим
в
качестве
примера
гидравлический
привод
ФС
с
пневматическим
усилителем
автомобилей
КамАЗ
и
ЗИЛ-433360
(рис.
3.13).
Педаль
гидропривода
5
подвесная,
шарнирно
закрепленная
на
кронштейне
7
и
жестко
соединенная
с
рычагом
2.
Оттяжной
пружиной
4
и
ограничителем
хода
1
педаль
удерживается
в
определенном
поднятом
положении.
Рычаг
2
через
эксцентриковый
палец
3
связан
со
штоком
6
гидроцилиндра
8,
который
трубопроводом
соединен
с
гидравлической
частью
пневмоусилителя
9.
Рис.
3.13.
Привод
сцепления
с
пневматическим
усилителем:
Пневмоусилитель
состоит
из
переднего
14 (рис.
3.14)
и
заднего
20
корпусов.
Между
ними
зажата
диафрагма
7
следящего
устройства.
Поршень
12
пневмоусилителя,
опирающийся
на
пружину,
установлен
в
расточке
переднего
корпуса
и
уплотнен
манжетой
13.
В
заднем
корпусе
расположен
исполнительный
цилиндр
18
с
поршнем
19,
опирающийся
на
шток
2,
на
конце
которого
навернута
сферическая
регулировочная
гайка
1.
Гайка
1
упирается
в
рычаг
13 (рис.
3.13),
закрепленный
на
валу
вилки
выключения
ФС.
Рис.
3.14.
Пневматический
усилитель:
При
отсутствии
воздействия
водителя
на
педаль
давления
жидкости
в
корпусе
пневмоусилителя
нет.
Диафрагма
7
и
седло
8
выпускного
клапана
пружиной
отжаты
влево.
Впускной
клапан
10
закрыт
и
воздух
из
пневмосистемы
автомобиля
не
поступает.
Выпускной
клапан
11
сообщает
правую
полость
пневмоцилиндра
с
атмосферой.
Поршень
12
пружиной
отжат
вправо
и
не
воздействует
на
шток
15.
Если
в
пневмосистеме
автомобиля
отсутствует
сжатый
воздух,
то
при
нажатии
на
педаль
давление
на
поршень
19
и
усилие
на
штоке
2
будут
зависеть
от
давления
в
гидроцилиндре
8 (рис.
3.13).
Когда
необходимо
выключить
ФС,
нажимают
на
педаль,
увеличивая
давление
жидкости,
подводимой
в
канал
А
(рис.
3.14)
пневмоусилителя,
которая
одновременно
воздействует
на
поршни
19
и
4.
Усилие
от
поршня
19
передается
на
шток
2
и
вилку
выключения
ФС.
Под
давлением
жидкости
поршень
4
и
диафрагма
7
смещаются
впра-
во,
выпускной
клапан
11
закрывается,
а
впускной
клапан
10
открывается.
По
каналу
В
воздух
проходит
к
поршню
12,
смещает
его
влево
и
совместно
с
жидкостью
воздействует
на
шток
2,
выключая
ФС.
Если
действие
на
педаль
уменьшается,
то
давление
жидкости
в
гидроцилиндре
и
на
поршень
19
снижается
и
диафрагма
7
под
действием
пружины
выгибается
влево,
открывая
выпускной
клапан
11
и
закрывая
впускной
клапан
10.
Под
действием
пружины
пневматического
поршня
и
оттяжных
пружин
в
приводе
управления
ФС
шток
2
смещается
вправо
и
ФС
включается.
При
постоянном
усилии
на
педали
(ФС
выключено)
усилие
на
штоке
2
также
должно
быть
постоянным.
Это
возможно
только
тогда,
когда
впускной
10
и
выпускной
11
клапаны
закрыты,
что
соответствует
среднему
равновесному
положению
диафрагмы
7
следящего
устройства.
В
этом
случае
усилие
на
педали,
передаваемое
через
следящий
поршень
4
на
диафрагму
7
слева,
пропорционально
силе
давления
сжатого
воздуха,
действующего
на
диафрагму
справа,
а
следовательно,
и
усилию
на
пневматическом
поршне
12,
что
и
требуется
для
следящего
устройства.
Изменение
усилия
на
поршне
12
и
штоке
2
может
быть
достигнуто
изменением
усилия
на
педали.
При
выходе
из
строя
пневмосистемы
или
при
отсутствии
в
ней
воздуха
перемещение
поршня
19
выключения
ФС
осуществляется
только
под
действием
давления
рабочей
жидкости.
В
этом
случае
усилие
на
педали
существенно
(в
несколько
раз)
увеличивается.
Регулировка
привода
заключается
в
установлении
свободного
хода
муфты
выключения
ФС.
Для
этого
от
рычага
13 (см.
рис.
3.13)
отъединяют
пружину
10
и
поворачивая
гайку
12,
устанавливают
свободный
ход
рычага
13
равным
4...5
мм,
что
соответствует
свободному
ходу
выжимного
подшипника
(3,6 + 0,4)
мм.
Полный
ход
рычага
13
должен
быть
90
мм
при
нажатии
педали
ФС
до
упора.
На
рис.
3.15
показан
механический
привод
ФС
с
пружинным
усилителем
тракторов
МТЗ-80/82.
Он
включает
педаль
1,
трехплечий
рычаг
2,
промежуточную
тягу
6,
рычаг
7
вилки
выключения
и
пружинный
сервоусилитель.
Сервоусилитель
состоит
из
винтовой
цилиндрической
пружины
3
и
упорного
болта
4,
ввернутого
в
кронштейн
5.
При
включенном
ФС
пружина
3
сервоусилителя
удерживает
педаль
1
ФС
в
исходном
состоянии.
При
нажатии
на
педаль
1,
когда
выбирается
свободный
ход
и
усилие
на
ее
перемещение
невелико,
происходит
сжатие
пружины
3.
Когда
свободный
ход
педали
выбран
и
усилие
на
ней
возрастает,
пружина
занимает
такое
положение,
что
начинает
разжиматься
и
ее
Рис.
3.15.
Механический
привод
ФС
тракторов
МТЗ-80/82
с
пружинным
усилителем:
В
данной
конструкции
привод
ФС
совмещен
c
приводом
управления
тормозком.
Последний
состоит
из
тяги
9
тормозка
и
рычага
10
с
валиком
вилки
управления
тормозком.
Рычаг
10
соединен
с
рычагом
7
тягой
9
с
компенсационной
пружиной
8,
которая
обеспечивает
плавное
включение
тормозка.