4. Гидрообъемное рулевое управление
Такое
управление
дает
возможность
свободной
компоновки
ее
основных
агрегатов,
упрощает
их
конструкцию
и
эксплуатацию,
снижает
материалоемкость
колесного
трактора
и
улучшает
условия
труда.
Вместе
с
тем,
учитывая,
что
ГОРУ
представляет
собой
чисто
гидравлическую
передачу
с
гибкими
соединительными
трубопроводами
(шлангами)
относительно
высокого
давления,
менее
надежными
в
эксплуатации,
чем
механические
тяги,
это
требует
повышенного
внимания
к
надежности
и
безопасности
ее
эксплуатации.
Так,
ГОРУ
не
рекомендуется
применять
на
машинах,
транспортные
скорости
движения
которых
выше
50
км/ч.
По
этой
причине
ГОРУ
не
применяется
на
автомобилях.
Для
повышения
надежности
и
безопасности
работы
ГОРУ
соединительные
шланги
имеют
четырех
-
пятикратный
запас
прочности,
а
остальные
агрегаты
гидросистемы
выполняются
с
достаточно
высокой
степенью
точности.
В
гидравлических
схемах
ГОРУ
часто
предусматривается
применение
противоударных
и
противовакуумных
предохранительных
клапанов.
Противоударные
клапаны
предохраняют
шланги
от
пиковых
нагрузок,
возникающих
при
резких,
ударных
наездах
управляемых
колес
на
препятствия.
Их
давление
обычно
превышает
расчетное
максимальное
в
системе
на
3...6
МПа.
Противовакуумные
клапаны
предотвращают
возможность
разрыва
циркуляции
потока
масла
из-за
попадания
в
него
воздуха.
Несмотря
на
разнообразие
конструктивных
схем
ГОРУ
наиболее
распространенными
из
них
являются
схемы
с
использованием
управляющих
устройств,
называемых
насосами-дозаторами.
По
количеству
контуров
управления
различают
одноконтурные
и
двухконтурные
схемы
ГОРУ.
Одноконтурные
схемы
ГОРУ.
Наиболее
распространенной
является
одноконтурная
схема
ГОРУ,
применяемая
на
большинстве
тракторов
4К2
и
4К4а,
включая
новые
отечественные
модели.
Она
характеризуется
тем,
что
весь
поток
масла,
поступающего
от
гидронасоса
в
исполнительный
гидроцилиндр
привода
рулевой
трапеции
(или
другого
рулевого
привода),
проходит
по
одной
последовательной
гидравлической
цепи.
Принципиальная
кинематическая
и
гидрав лическая
схема
одноконтурного
ГОРУ
применительно
к
трактору
4К4а
и
его
компоновка
на
тракторе
показаны
на
рис.
10.8.
При
прямолинейном
движении
трактора
гидронасос
5
подает масло
по
нагнетательному
трубопроводу
4
к
насосу-дозатору
3
и
его распределительному
устройству
(не
показано)
и
далее
на
выход
к
сливному
трубопроводу
14.
По
нему
масло
сливается
в
бачок
13
с
фильтром,
откуда
оно
вновь
поступает
по
всасывающему
трубопроводу
12
к
насосу
5
и
цикл
движения
масла
повторяется.
Верхний
10
и
нижний
11
трубопроводы
находятся
под
давлением
масла
запертого
в
обеих
полостях
гидроцилиндра
7
посредством
золотника
распределителя
насоса-дозатора
3.
Рис.
10.8.
Одноконтурное
ГОРУ:
При
повороте
трактора
золотник
распределителя
направляет масло
по
трубопроводу
10
или
11
в
рабочую
полость
гидроцилиндра
в количестве
пропорциональном
углу
поворота
рулевого
колеса
1,
закрепленного
на
приводном
валу
2
насоса-дозатора
3,
а
упругая
система
их
соединения
при
этом
осуществляет
обратную
связь.
Из
противоположной
полости
гидроцилиндра
7
масло
идет
на
слив
в
бачок
13.
Поэтому
при
прекращении
вращения
рулевого
колеса
1
управляемые
колеса
9
трактора
остаются
в
повернутом
положении,
а
золотник
распределителя
занимает
нейтральное
положение,
запирая
полости
цилиндра
7.
ГОРУ,
выполненные
по
одноконтурной
схеме,
наиболее
просты
по
конструкции,
но
требуют
насосов-дозаторов
с
увеличивающимися
рабочими
объемами
в
зависимости
от
повышения
тягового
класса
и
назначения
трактора.
Поэтому
их
применение
наиболее
целесообразно
на
тракторах
классов
0,9…1,4,
на
которых
требуются
насосы-дозаторы
с
рабочим
объемом
не
более
80
см3
и
с
механически
управляемым
распределителем.
Двухконтурные
схемы
ГОРУ
обычно
применяются
для
колесных
тракторов
тягового
класса
3
и
выше.
Масло
от
гидронасоса
к
исполнительному
гидроцилиндру
поступает
по
двум
гидравлическим
цепям,
что
позволяет
не
увеличивать
типоразмеры
насосов-дозаторов,
применяемых
в
одноконтурных
схемах.
Среди
разнообразных
двухконтурных
схем
интерес
представляет
схема
ГОРУ
с
усилителем
потока
для
колесных
тракторов
Т
– 1 5 0
К
(рис.
10.9).
В
представленной
на
рис.
10.9
схеме
усилитель
потока
состоит
из
распределительного
золотника
8,
регулятора
давления
11,
малого
7
и
большого
10
дросселей,
регулятора
потока
13
и
обратного
клапана
14.
Порядок
работы
рассматриваемой
системы
при
повороте
трактора
состоит
в
следующем.
При
повороте
рулевого
колеса
4
золотник
5
насоса-дозатора
6
смещается
из
нейтрального
положения
в
сторону,
зависящую
от
направления
поворота,
и
создает
давление
в
напорной
магистрали.
Под
давлением
поток
масла
направляется
через
дозатор
(мотор-насос)
12
под
соответствующий
торец
золотника
8
и
перемещает
его
в
противоположное
крайнее
положение.
При
этом
создается
давление
и
под
торцом
регулятора
давления
11.
Масло
от
насоса-дозатора
6
через
малый
дроссель
7
и
золотник
8
поступает
к
соответствующей
полости
силового
гидроцилиндра
9.
Одновременно
масло
через
обратный
клапан
14,
регулятор
давления
11,
большой
дроссель
10
и
золотник
8
также
попадает
в
гидроцилиндр
9.
При
прекращении
подачи
масла
от
насоса-дозатора
6
золотник
8
усилителя
потока
под
действием
пружин
возвращается
в
нейтральное
положение
и
запирает
полости
гидроцилиндра
9.
Разгрузка
гидронасоса
1
на
слив
масла
в
бак
2
происходит
через
регулятор
потока
13
и
насос-дозатор
6.
При
неработающем
гидронасосе
1
дозатор
12
работает
от
рулевого
колеса
4,
а
всасывание
масла
производится
через
два
обратных
клапана
3
и
14.
При
этом
усилие
на
рулевом
колесе
существенно
не
возрастает,
но
значительно
увеличивается
число
оборотов
рулевого
колеса
для
выполнения
поворота
трактора.
Предохранительный
клапан
15
рассчитывается
на
максимальное
давление
в
системе
с
учетом
возможных
пиковых
нагрузок.