5. Привод рулевого механизма
Привод
рулевого
механизма
соединяет
рулевое
колесо
с
ведущим
валом
рулевого
механизма
любого
типа
или
насосом-дозатором
в
системе
ГОРУ.
Основными
элементами
этого
устройства
являются
рулевое
колесо,
рулевой
вал
и
рулевая
колонка.
Диаметр
рулевого
колеса
в
определенной
степени
зависит
от
тягового
класса
трактора
или
полной
массы
автомобиля
и
передаточного
числа
рулевого
управления.
В
существующих
моделях
тракторов
диаметр
рулевого
колеса
колеблется
в
пределах
420...480
мм.
На
легковых
автомобилях
устанавливаются
рулевые
колеса
диаметром
350…400
мм.
На
автобусах
и
грузовиках
– 450…550
мм.
Ступица
рулевого
колеса
в
большинстве
случаев
имеет
конусное
соединение
с
приводным
концом
рулевого
вала
посредством
шлиц
или
шпонки
и
закрепительной
гайки.
Рулевой
вал
в
зависимости
от
компоновки
рулевого
управления
бывает
цельным
или
составным.
Длина
и
крепление
рулевой
колонки,
внутри
которой
проходит
и
закрепляется
рулевой
вал,
зависит
от
конструкции
последнего.
Рулевые
колонки
с
цельными
или
соосно-составными
рулевыми
валами,
как
правило,
закрепляются
непосредственно
на
корпусе
рулевого
механизма
у
тракторов
и
на
кузове
или
кабине
у
автомобилей.
Они
могут
устанавливаться
в
любом
от
вертикального
до
горизонтального
положении.
Рулевые
колонки
на
современных
тракторах
и
автомобилях
конструируются
травмобезопасными
при
возможном
фронтальном
столкновении.
С
целью
удобства
работы
по
управлению
движением
желательно,
чтобы
рулевое
колесо
имело
возможность
линейной
фиксации
в
пределах
не
менее
100...120
мм,
а
рулевая
колонка
-
угловую
фиксацию
в
пределах
не
менее
25...40о.
На
рис.
10.10
представлены
наиболее
характерные
принципиальные
схемы
приводов
рулевого
механизма.
На
рис.
10.10,а
показан
наиболее
простой
привод,
состоящий
из
рулевого
колеса
1,
цельного
рулевого
вала
2
и
наклонно
расположенной
рулевой
колонки
3,
закрепленной
на
корпусе
рулевого
механизма
4.
Нижний
шлицевой
конец
рулевого
вала
2
соединен
с
ведущим
элементом
рулевого
механизма
4,
а
его
верхний
конец
закреплен
в
опоре
5
верхнего
конца
рулевой
колонки
3.
На
рис.
10.10,в
показана
схема
привода
с
сочлененным
рулевым
валом.
Рулевое
колесо
1
закреплено
на
коротком
рулевом
валу
2,
установленном
в
наклонно
расположенной
рулевой
колонке
8,
закрепленной
на
отдельной
опоре
3.
Нижний
конец
вала
2
посредством
шарнира
4
соединен
с
промежуточным
карданным
валом
5,
карданная
вилка
6
которого
имеет
шлицевое
соединение
с
ведущим
валом
рулевого
механизма
7.
На
рис.
10.10,г
представлена
схема
привода
с
осевым
перемещением
рулевого
колеса
1
и
шарнирным
креплением
рулевой
колонки,
позволяющим
изменять
ее
наклон.
Рулевой
вал
телескопического
типа
состоит
из
короткого
шлицевого
вала
2
и
полого
шлицевого
вала
3,
шлицевой
хвостовик
9
которого
закреплен
в
сдвоенном
карданном
шарнире
6.
Последний,
в
свою
очередь,
закреплен
на
приводном
валу
7
рулевого
механизма
8.
Верхний
подвижный
цилиндр
10
рулевой
колонки
фиксируется
в
его
нижнем
основании
4,
наклон
которого
в
свою
очередь
может
меняться
посредством
шарнира
5
с
последующим
его
закреплением.