5. Привод рулевого механизма

   

Привод рулевого механизма соединяет рулевое колесо с ведущим валом рулевого механизма любого типа или насосом-дозатором в системе ГОРУ. Основными элементами этого устройства являются рулевое колесо, рулевой вал и рулевая колонка.

Диаметр рулевого колеса в определенной степени зависит от тягового класса трактора или полной массы автомобиля и передаточного числа рулевого управления. В существующих моделях тракторов диаметр рулевого колеса колеблется в пределах 420...480 мм. На легковых автомобилях устанавливаются рулевые колеса диаметром 350…400 мм. На автобусах и грузовиках – 450…550 мм. Ступица рулевого колеса в большинстве случаев имеет конусное соединение с приводным концом рулевого вала посредством шлиц или шпонки и закрепительной гайки. Рулевой вал в зависимости от компоновки рулевого управления бывает цельным или составным.

Длина и крепление рулевой колонки, внутри которой проходит и закрепляется рулевой вал, зависит от конструкции последнего. Рулевые колонки с цельными или соосно-составными рулевыми валами, как правило, закрепляются непосредственно на корпусе рулевого механизма у тракторов и на кузове или кабине у автомобилей. Они могут устанавливаться в любом от вертикального до горизонтального положении.

Рулевые колонки на современных тракторах и автомобилях конструируются травмобезопасными при возможном фронтальном столкновении.

С целью удобства работы по управлению движением желательно, чтобы рулевое колесо имело возможность линейной фиксации в пределах не менее 100...120 мм, а рулевая колонка - угловую фиксацию в пределах не менее 25...40о.

На рис. 10.10 представлены наиболее характерные принципиальные схемы приводов рулевого механизма.

На рис. 10.10,а показан наиболее простой привод, состоящий из рулевого колеса 1, цельного рулевого вала 2 и наклонно расположенной рулевой колонки 3, закрепленной на корпусе рулевого механизма 4. Нижний шлицевой конец рулевого вала 2 соединен с ведущим элементом рулевого механизма 4, а его верхний конец закреплен в опоре 5 верхнего конца рулевой колонки 3.

На рис. 10.10,б представлен вертикально расположенный привод, позволяющий менять положение высоты рулевого колеса 1. Рулевой вал телескопического типа состоит из короткого шлицевого вала 2 и полой шлицевой трубы 4 с нижним шлицевым хвостовиком 6 для соединения с ведущим элементом рулевого механизма 7. Рулевая колонка телескопического типа состоит из нижнего основания 5, закрепленного на корпусе рулевого механизма 7, и верхней подвижной части 8, фиксируемой закрепительным устройством 3, чаще всего клеммового типа.

Рис. 10.10. Принципиальные схемы приводов рулевого механизма

На рис. 10.10,в показана схема привода с сочлененным рулевым валом. Рулевое колесо 1 закреплено на коротком рулевом валу 2, установленном в наклонно расположенной рулевой колонке 8, закрепленной на отдельной опоре 3. Нижний конец вала 2 посредством шарнира 4 соединен с промежуточным карданным валом 5, карданная вилка 6 которого имеет шлицевое соединение с ведущим валом рулевого механизма 7.

На рис. 10.10,г представлена схема привода с осевым перемещением рулевого колеса 1 и шарнирным креплением рулевой колонки, позволяющим изменять ее наклон. Рулевой вал телескопического типа состоит из короткого шлицевого вала 2 и полого шлицевого вала 3, шлицевой хвостовик 9 которого закреплен в сдвоенном карданном шарнире 6. Последний, в свою очередь, закреплен на приводном валу 7 рулевого механизма 8.

Верхний подвижный цилиндр 10 рулевой колонки фиксируется в его нижнем основании 4, наклон которого в свою очередь может меняться посредством шарнира 5 с последующим его закреплением.

Данный привод обеспечивает наиболее удобные условия работы, также как и в системе ГОРУ.