5.  Увеличитель крутящего момента и ходоуменьшитель

Увеличитель крутящего момента (УКМ) применяется только на тракторах и, как правило, представляет собой двухступенчатую дополнительную КП. Чаще всего одна из передач у нее прямая, а вторая понижающая с передаточным числом 1,2...1,35. При нормальной работе агрегата используется прямая передача, включение понижающей передачи обычно производится на относительно короткое время работы МТА, необходимое только для преодоления временных сопротивлений, возникающих при движении. 

УКМ входит в состав трансмиссии в качестве дополнительного агрегата и устанавливается между ФС и основной КП. В зависимости от способа образования передачи встречаются УКМ с неподвижными осями валов и планетарные. 

На рис. 4.13 показана схема наиболее часто применяемого планетарного УКМ внешнего зацепления с однодисковым фрикционным сцеплением 2 и механизмом свободного хода 3. Корпус механизма свободного хода неподвижен, а сам механизм установлен так, что он позволяет валу 9 свободно вращаться в направлении вращения ведущего вала 1. При включенном сцеплении 2 все центральные звенья планетарного редуктора блокируется (вращаются как одно целое) обеспечивая, тем самым, прямую передачу УКМ. При выключенном сцеплении 2 на водило 4 со стороны сателлитов 5 действуют силы, создающие поворачивающий момент. Так как диаметр шестерни 8 по  размеру меньше диаметра шестерни 7, то направлен этот момент  в сторону, противоположную вращению ведущего вала 1.  В результате вал 9, соединенный с водилом 4, заклинивается роликовым механизмом свободного хода 3 и останавливается. Планетарный ряд преобразуется в понижающий редуктор с неподвижными осями валов, а крутящий момент на ведомом валу 6  увеличивается в 1,2...1,35. При этом увеличение момента происходит без остановки трактора.

 

Рис. 4.13. Схема УКМ планетарного типа: 

1- ведущий вал; 2 фрикционное сцепление; 3 муфта свободного хода; 4 водило; 5 блок сателлитов; 6 ведомый вал; 7, 8 солнечные шестерни; 9 - вал 

 

Для возможности реализации наиболее низких технологических скоростей в трансмиссию трактора часто устанавливают дополнительный агрегат - ходоуменьшитель. Это дополнительная КП, позволяющая получать большие передаточные числа трансмиссии.

Ходоуменьшитель может быть неотъемлемым агрегатом трансмиссии трактора или дополнительным его съемным оборудованием,  устанавливаемым по требованию потребителя.

Классифицируют их по тем же признакам, что и КП. Наибольшее распространение на тракторах получили механические шестеренные ходоуменьшители.