6. Гидромеханическая передача
При
использовании
ступенчатых
КП
водителю
для
включения
передач
постоянно
приходится
нажимать
на
педаль
управления
ФС
и
перемещать
рычаг
переключения
передач.
Это
требует
от
него
значительных
затрат
энергии
для
управления
трактором
или
автомобилем.
Для
устранения
таких
неудобств
и
облегчения
работы
водителя
на
тракторах
и
автомобилях
применяют
гидромеханические
передачи.
Они
выполняют
одновременно
функции
ФС
и
КП.
При
этом
если
КП
у
автомобиля
выполнена
с
автоматическим
или
полуавтоматическим
переключением
передач,
то
управление
его
движением
осуществляется
педалью
подачи
топлива
и
при
необходимости
тормозной
педалью.
Гидромеханическая
передача
состоит
из
гидротрансформатора
или
комплексной
гидродинамической
передачи
и
механической
КП,
соединенных
последовательно
или
параллельно
через
дифференциальный
механизм.
На
отечественных
тракторах
и
автомобилях
наиболее
часто
используют
гидромеханическую
передачу
с
последовательным
соединением
гидротрансформатора
(комплексной
гидродинамической
передачи)
и
КП.
Рис.
4.14.
Гидротрансформатор:
При
работающем
двигателе
насосное
колесо
3
вращается
вместе
с
маховиком
1
двигателя.
Масло,
захватываемое
лопатками
насосного
колеса,
участвует
в
двух
движениях:
перемещается
вместе
с
лопатками
и
под
действием
центробежной
силы
-
вдоль
лопаток
от
центра
вращения
к
периферии
колеса.
Поток
масла
поступает
к
наружной
части
насосного
колеса
и,
воздействуя
на
лопатки
турбинного
колеса
2,
приводит
его
во
вращение.
Из
турбинного
колеса
масло
поступает
в
реактор
4,
который
изменяет
направление
движения
потока
жидкости,
обеспечивая
плавный
и
безударный
вход
жидкости
в
насосное
колесо
и
изменение
крутящего
момента
на
турбинном
колесе.
Таким
образом,
масло,
циркулируя
по
замкнутому
кругу,
обеспечивает
передачу
крутящего
момента
в
гидротрансформаторе.
Характерной
особенностью
гидротрансформатора
является
изменение
крутящего
момента при
передаче
его
от
маховика
1
двигателя
к
первичному
валу
5
КП.
Крутящий
момент
на
турбинном
колесе
достигает
своего
максимума
при
трогании
машины
с
места.
В
этом
случае
реактор
2
через
МСХ
6
заторможен
на
неподвижный
корпус.
По
мере
разгона
машины
увеличивается
частота
вращения
турбинного
колеса,
а
крутящий
момент
на
нем
уменьшается.
В
результате
происходит
изменение
величины,
а
при
определенной
частоте
вращения
турбинного
колеса
и
направления
крутящего
момента,
действующего
на
реакторное
колесо.
При
изменении
направления
действия
крутящего
момента
на
реактор
4
МСХ
6
выключается,
и
реактор
начинает
свободно
вращаться.
В
этом
случае
крутящие
моменты
на
насосном
и
реакторном
колесах
выравниваются
и
гидротрансформатор
переходит
в
режим
работы
гидромуфты.
Таким
образом,
происходят
плавный
разгон
машины
и
бесступенчатое
изменение
крутящего
момента
на
ее
ведущих
колесах.
Гидротрансформатор
автоматически
устанавливает
необходимое
передаточное
число
между
коленчатым
валом
двигателя
и
ведущими
колесами
машины.
Так,
при
возрастании
сопротивления
движению
машины
частоты
вращения
турбинного
колеса
гидротрансформатора
уменьшается,
что
приводит
к
росту
динамического
напора
жидкости
на
лопатках
турбины.
В
результате
крутящий
момент
на
турбине
и,
следовательно,
на
ведущих
колеса
машины
увеличивается.