4.  Колесные передачи

Конечной (колесной) передачей называется агрегат трансмиссии, размещенный между ведущим колесом и дифференциалом у автомобиля и колесного трактора или ведущим колесом и механизмом поворота у гусеничного трактора.  Число конечных (колесных) передач машины зависит от количества ее ведущих колес. У тракторов всегда имеется конечная (колесная) передача, а у автомобилей чаще всего она отсутствует.

Конечные (колесные) передачи служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и в ряде случаев для обеспечения нужного дорожного просвета машины.

Конечные (колесные) передачи классифицируют: 

по типу передачи - шестеренные и цепные.

 Цепные конечные передачи имеют ограниченное применение, как правило, в специальных тракторах для работы с высокостебельными культурами и в портальных тракторах;

по виду шестеренной передачи - шестеренные с неподвижными осями валов, планетарные и комбинированные;

по кинематической схеме - одинарные и двойные;

по размещению передачи - размещенные внутри корпуса ведущего моста, в отдельных картерах, жестко или шарнирно соединенных с ведущими мостами, с комбинированным размещением, когда одна ступень передачи размещена в корпусе ведущего моста, а другая - в отдельном картере. На гусеничных тракторах конечные (колесные) передачи всегда размещаются в отдельных картерах. 

Конструкция конечных (колесных) передач определяется назначением автомобиля или трактора, их массой и типом движителя. Принципиальные кинематические схемы конечных (колесных) передач представлены на рис. 6.10.

Наиболее распространенными являются одинарные конечные (колесные) передачи с неподвижными осями валов и цилиндрическими шестернями с внешним зацеплением (рис. 6.10,а) с передаточным числом  uкон = 4...7. При необходимости получения большого передаточного числа (6 uкон 12 ) или большого дорожного просвета применяют двойные конечные (колесные) передачи с неподвижными осями валов (рис.6.10,б).

 

Рис. 6.10. Кинематические схемы конечных (колесных) передач: а - одинарная с неподвижными осями валов;   б двойная с неподвижными осями валов; в, г одинарная планетарная; д двойная планетарная; е двойная комбинированная

Конические шестерни используют в конечных (колесных) передачах передних ведущих управляемых мостов универсально пропашных тракторов классической компоновки.

Одинарные планетарные конечные (колесные) передачи (рис. 6.10,в и г) применяют на грузовых автомобилях и особо мощных колесных и гусеничных тракторах, а комбинированные (рис. 6.10,е) только на тракторах. Это связано с тем, что при одинаковых передаточных числах с конечными передачами с неподвижными осями валов (рис. 6.10,а и б) у планетарных конечных передач меньше габаритные размеры, выше КПД из-за передачи части мощности в переносном движении без потерь (рис. 6.10,в и е) и полностью разгружены подшипники центральных звеньев планетарных рядов. 

Двойные планетарные конечные (колесные) передачи (рис. 6.10,д) не получили распространения на отечественных автомобилях и тракторах. Однако их применение в перспективе возможно на сверхмощных гусеничных промышленных тракторах.

Изменение дорожного просвета с помощью конечной (колесной) передачи показано на рис. 6.11 и применяется только на некоторых тракторах. При нижнем положении зубчатого колеса 4 конечной (колесной) передачи относительно шестерни 3 под трактором обеспечивается максимальный дорожный просвет Н (см. рис. 6.11,а). При повороте картера 2 конечной (колесной) передачи относительно корпуса 1 ведущего моста на угол  ¥  колесо  4 обкатывается  относительно шестерни 3 (рис.6.11,б). В результате дорожный просвет под трактором уменьшается на величину h. Таким образом, изменяя положение картера конечной (колесной) передачи относительно корпуса ведущего моста, можно изменять дорожный просвет под трактором.

Рис. 6.11. Изменение дорожного просвета с помощью конечной (колесной) передачи:

а схема установки конечной (колесной) передачи на трактор; б положение зубчатых колес при изменении дорожного просвета;  1 корпус ведущего моста; 2 картер конечной (колесной) передачи; 3 и 4 – соответственно шестерня и колесо конечной (колесной) передачи; 5 ведущее колесо трактора

Смазывание деталей конечной (колесной) передачи осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в ее картер. Конечные (колесные) передачи, установленные в корпусе заднего моста трактора (см. рис. 6.6,б, в и г), имеют общую масляную ванну с механизмом главной передачи.

Выходной вал конечной (колесной) передачи располагается близко относительно опорной поверхности, по которой движется автомобиль или трактор. В результате возрастает вероятность попадания пыли и грязи в картер, где находится конечная (колесная) передача. Это приводит к снижению долговечности зубчатых колес и подшипников  в результате их абразивного изнашивания. Поэтому в конечных (колесных) передачах применяют самоподжимные радиальные и торцовые уплотнения с лабиринтной, пыльниковой или смешанной защитой от прямого попадания к ним абразивной среды. 

На рис. 6.12 представлен ведущий мост колесной машины с одинарными конечными (колесными) передачами. Конечная (колесная) передача представляет собой планетарный ряд, в котором эпициклическая  шестерня 2 неподвижна. С помощью шлицевой ступицы она закреплена на трубе 16, запрессованной в кожух 27 полуоси дифференциала. Ведущая солнечная шестерня 4 плавающего типа закреплена на  полуоси 17 дифференциала.  

Ведущее колесо машины шпильками 8 крепится к водилу 9, являющемуся одновременно картером конечной передачи. Водило крепится к ступице 11, вращающейся на роликовом 10 и двух шариковых 15 подшипниках. К ступице 11 крепится тормозной барабан 12. Сателлиты 5 с роликоподшипниками 7 консольно установлены на осях 6, запрессованных в картере конечной передачи.

Смазывание конечной передачи осуществляется маслом, заливаемым в картер через отверстие, закрываемое пробкой 3. Контроль за уровнем масла в картере осуществляется при нижнем положении пробки 3. При замене масла его слив из картера осуществляется через отверстие, закрываемое пробкой 1.   

Конечная передача не требует регулировок при сборке и в эксплуатации.

Уход за конечными (колесными) передачами сводится к повседневному контролю за уровнем масла в их картерах, периодической смене его в сроки, указанные в инструкции, к предотвращению вытекания масла  через уплотнения, подтяжке креплений картеров к корпусу ведущего моста.