Конечной
(колесной)
передачей
называется
агрегат
трансмиссии,
размещенный
между
ведущим
колесом
и
дифференциалом
у
автомобиля
и
колесного
трактора
или
ведущим
колесом
и
механизмом
поворота
у
гусеничного
трактора.
Число
конечных
(колесных)
передач
машины
зависит
от
количества
ее
ведущих
колес.
У
тракторов
всегда
имеется
конечная
(колесная)
передача,
а
у
автомобилей
чаще
всего
она
отсутствует.
Конечные
(колесные)
передачи
служат
для
увеличения
общего
передаточного
числа
трансмиссии
и
в
ряде
случаев
для
обеспечения
нужного
дорожного
просвета
машины.
Конечные
(колесные)
передачи
классифицируют:
по
типу
передачи
-
шестеренные
и
цепные.
Цепные
конечные
передачи
имеют
ограниченное
применение,
как
правило,
в
специальных
тракторах
для
работы
с
высокостебельными
культурами
и
в
портальных
тракторах;
по
виду
шестеренной
передачи
-
шестеренные
с
неподвижными
осями
валов,
планетарные
и
комбинированные;
по
кинематической
схеме
-
одинарные
и
двойные;
по
размещению
передачи
-
размещенные
внутри
корпуса
ведущего
моста,
в
отдельных
картерах,
жестко
или
шарнирно
соединенных
с
ведущими
мостами,
с
комбинированным
размещением,
когда
одна
ступень
передачи
размещена
в
корпусе
ведущего
моста,
а
другая
-
в
отдельном
картере.
На
гусеничных
тракторах
конечные
(колесные)
передачи
всегда
размещаются
в
отдельных
картерах.
Конструкция
конечных
(колесных)
передач
определяется
назначением
автомобиля
или
трактора,
их
массой
и
типом
движителя.
Принципиальные
кинематические
схемы
конечных
(колесных)
передач
представлены
на
рис.
6.10.
Рис. 6.10. Кинематические схемы конечных (колесных) передач: а - одинарная с неподвижными осями валов; б – двойная с неподвижными осями валов; в, г – одинарная планетарная; д – двойная планетарная; е – двойная комбинированная
Конические
шестерни
используют
в
конечных
(колесных)
передачах
передних
ведущих
управляемых
мостов
универсально пропашных
тракторов
классической
компоновки.
Одинарные
планетарные
конечные
(колесные)
передачи
(рис.
6.10,в
и
г)
применяют
на
грузовых
автомобилях
и
особо
мощных
колесных
и
гусеничных
тракторах,
а
комбинированные
(рис.
6.10,е)
только
на
тракторах.
Это
связано
с
тем,
что
при
одинаковых
передаточных
числах
с
конечными
передачами
с
неподвижными
осями
валов
(рис.
6.10,а
и
б)
у
планетарных
конечных
передач
меньше
габаритные
размеры,
выше
КПД
из-за
передачи
части
мощности
в
переносном
движении
без
потерь
(рис.
6.10,в
и
е)
и
полностью
разгружены
подшипники
центральных
звеньев
планетарных
рядов.
Двойные
планетарные
конечные
(колесные)
передачи
(рис.
6.10,д)
не
получили
распространения
на
отечественных
автомобилях
и
тракторах.
Однако
их
применение
в
перспективе
возможно
на
сверхмощных
гусеничных
промышленных
тракторах.
Рис.
6.11.
Изменение
дорожного
просвета
с
помощью
конечной
(колесной)
передачи:
Смазывание
деталей
конечной
(колесной)
передачи
осуществляется
разбрызгиванием
масла,
залитого
в
ее
картер.
Конечные
(колесные)
передачи,
установленные
в
корпусе
заднего
моста
трактора
(см.
рис.
6.6,б,
в
и
г),
имеют
общую
масляную
ванну
с
механизмом
главной
передачи.
Выходной
вал
конечной
(колесной)
передачи
располагается
близко
относительно
опорной
поверхности,
по
которой
движется
автомобиль
или
трактор.
В
результате
возрастает
вероятность
попадания
пыли
и
грязи
в
картер,
где
находится
конечная
(колесная)
передача.
Это
приводит
к
снижению
долговечности
зубчатых
колес
и
подшипников
в
результате
их
абразивного
изнашивания.
Поэтому
в
конечных
(колесных)
передачах
применяют
самоподжимные
радиальные
и
торцовые
уплотнения
с
лабиринтной,
пыльниковой
или
смешанной
защитой
от
прямого
попадания
к
ним
абразивной
среды.
На
рис.
6.12
представлен
ведущий
мост
колесной
машины
с
одинарными
конечными
(колесными)
передачами.
Конечная
(колесная)
передача
представляет
собой
планетарный
ряд,
в
котором
эпициклическая
шестерня
2
неподвижна.
С
помощью
шлицевой
ступицы
она
закреплена
на
трубе
16,
запрессованной
в
кожух
27
полуоси
дифференциала.
Ведущая
солнечная
шестерня
4
плавающего
типа
закреплена
на
полуоси
17
дифференциала.
Ведущее
колесо
машины
шпильками
8
крепится
к
водилу
9,
являющемуся
одновременно
картером
конечной
передачи.
Водило
крепится
к
ступице
11,
вращающейся
на
роликовом
10
и
двух
шариковых
15
подшипниках.
К
ступице
11
крепится
тормозной
барабан
12.
Сателлиты
5
с
роликоподшипниками
7
консольно
установлены
на
осях
6,
запрессованных
в
картере
конечной
передачи.
Смазывание
конечной
передачи
осуществляется
маслом,
заливаемым
в
картер
через
отверстие,
закрываемое
пробкой
3.
Контроль
за
уровнем
масла
в
картере
осуществляется
при
нижнем
положении
пробки
3.
При
замене
масла
его
слив
из
картера
осуществляется
через
отверстие,
закрываемое
пробкой
1.
Конечная
передача
не
требует
регулировок
при
сборке
и
в
эксплуатации.