5. Ведущие полуоси

 

Полуосью называют вал трансмиссии, соединяющий дифференциал с ведущими колесами при отсутствии на машине конечной (колесной) передачи или с ведущей шестерней конечной (колесной) передачи, если она имеется на машине.

При движении колесной машины полуось кроме крутящего момента может нагружаться дополнительно изгибающими моментами от сил, действующих на ведущие колеса машины со стороны опорной поверхности при прямолинейном движении, на повороте, при торможении и заносе, а также от сил, действующих в зацеплении зубчатых колес конечной (колесной) передачи.  

По характеру нагружения полуосей изгибающими моментами их разделяют на неразгруженные, полуразгруженные и полностью разгруженные. 

Неразгруженная полуось (рис. 6.13,а) испытывает напряжения кручения и изгиба от всех видов реакций опорной поверхности на ведущее колесо 1 и от усилий на зубья ведомой шестерни конечной (колесной) передачи 3, если такая имеется на машине (используется только на тракторах малых тяговых классов). 

Полуразгруженная полуось (рис. 6.13,б) кроме напряжений кручения испытывает напряжения изгиба от составляющих реакций опорной поверхности на ведущее колесо 1. От усилий на зубьях ведомой шестерни конечной (колесной) передачи 3, если она имеется на машине, полуось разгружена. Такая схема используется на легковых автомобилях, грузовых автомобилях малой грузоподъемности и на тракторах средних тяговых классов.

Рис.6.13. Схемы установки полуосей:

а неразгруженной; б полуразгруженной; в, г полностью разгруженной; 1 ведущее колесо; 2 – полуось; 3 шестерни конечной (колесной) передачи

Полностью разгруженная полуось (рис. 6.13,в и г) теоретически испытывает только напряжения кручения от крутящего момента, подводимого к ведущему колесу (рис. 6.13,в) или к конечной (колесной) передаче (рис. 6.13,г). В действительности в подобных конструкциях, вследствие упругих деформаций и неточностей изготовления, полуось испытывает напряжения изгиба, составляющие 15…20% от напряжений кручения. Полностью разгруженные полуоси  применяют на автобусах, грузовых автомобилях средней и большой грузоподъемности и на тракторах больших тяговых классов.