2.3  Коленчатый вал

        Коленчатый вал воспринимает через шатуны усилия от поршней и передает создаваемый на нем крутящий момент трансмиссии автомобиля. Подвергается скручиванию, изгибу и механическому износу. Для обеспечения необходимой жесткости коленчатые валы выполняют многоопорными. В автотракторных двигателях чаще применяются полноопорные коленчатые валы, рис. 13. В такой конструкции опоры имеются после каждого цилиндра или отсека двух цилиндров в V-образных двигателях. На ряде двигателей могут применяться неполноопорные валы, рис. 14. Основными частями коленчатого вала, рис. 14, являются: коренные шейки 1,  на  которых  вал  установлен  в  опорах   картера  блока   цилиндров; шатунные шейки 2, к которым присоединяются кривошипные головки шатунов; щеки 4, соединяющие коренные и шатунные шейки; противовесы 3, разгружающие коренные подшипники от центробежных сил неуравновешенных масс. Передняя часть вала называется носком, задняя хвостовиком. К передней части шпоночным соединением крепится шкив привода генератора и насоса системы охлаждения, к фланцу задней части - маховик. Масло к коренным шейкам подводится от главной магистрали по каналам в стенках блок-картера цилиндров. От коренных шеек к шатунным шейкам, масло подается по просверленным в металле вала каналам 5. В случае  полых коренных шеек, рис. 15, масло к шатунным шейкам подается по запрессованным в отверстия стенок вала трубкам 1. Полости шатунных шеек обеспечивают очистку масла от металлических и других тяжелых частиц за счет центробежных сил. Полости закрывают резьбовыми крышками. Продольное перемещение коленчатого вала под действием сил инерции и от выключения сцепления ограничены за счет специальных устройств.

 

 

 

Рис. 13

Ри.14

 

Рис. 15

Рис. 16

 

Сборные коленчатые валы с шариковыми или роликовыми коренными подшипниками, рис. 16, применяются для двухтактных пусковых двигателей или двигателей мотоциклов, в тех случаях, когда двигатель не оборудован системой смазки с принудительной подачей масла. На коренные шейки вала 1 напрессованы роликовые подшипники 2, зафиксированные с помощью наружных 6 и внутренних 4 шайб. Шайбы центрируются и фиксируются с помощью пальцев 5. Крепление маховика к фланцу вала осуществляется с помощью резьбовых деталей 7.