4. Оборудование и арматура газобаллонных установок

 

Газовое оборудование, приборы и арматура, применяемые для сжиженного и сжатого газов, не имеет существенных отличий по принципу действия. Исключение составляют баллоны.

 

4.1. Баллоны

 

Баллоны служат для хранения на автомобиле запаса газа. Устанавливаются баллоны у грузовых автомобилей на лонжероне рамы, у автобусов на основанию кузова или на крыше, на легковых автомобилях - в багажном отсеке. Различают баллоны для сжатого и сжиженного газов. Для сжатых газов применяют баллоны, изготовленные из цельнонатянутых стальных труб. В горловине баллона имеется отверстие с конической резьбой, в которое вворачивается переходник для присоединения трубопроводов, вентилей или манометров высокого давления.

Выпускаемые промышленностью баллоны для сжатого газа имеют трехкратный запас прочности. Масса одного баллона может быть 93 или 62,5 кг в зависимости от применяемой марки стали, а вместимость газа – 50 л. Баллон рассчитан на хранение газа под давлением до 20 МПа.

Для сжиженных газов применяют стальные сварные баллоны, которые рассчитаны на рабочее давление до 1,6 МПа. Масса баллона колеблется от 45 до 102 кг, в зависимости от применяемой марки стали, а вместимость от 117 до 25 л в зависимости от модели автомобиля.

Баллоны окрашивают в красный цвет и наносят паспортные данные: завод-изготовитель, порядковый номер баллона, массу порожнего баллона, вместимость, дату изготовления и год следующего освидетельствования, рабочее давление, клеймо ОТК завода-изготовителя.

Расходные вентили 7 паровой фазы, рис. 1, и 6 жидкостной фазы, контрольный вентиль 2 максимального наполнения баллона и предохранительный клапан 4 имеются внутри баллона трубки.

Трубки расходного вентиля 7 паровой фазы и предохранительного клапана 4 выведены в верхнюю зону баллона для соединения с паровой фазой газа. Предохранительный клапан 4 отрегулирован на давление 1,6 МПа. Трубка расходного вентиля 6 жидкостной фазы располагается в самой нижней точке баллона, что позволяет полностью вырабатывать сжиженный газ.

При наполнении баллона количество сжиженного газа ограничивается 85 – 90 % по объему. Чтобы выдержать это условие, трубка 5 вентиля 2 максимального заполнения баллона выведена на уровень, соответствующий предельному его наполнению. Перед началом заправки вентиль 2 открывают. Для слива неиспарившегося конденсата в нижней части баллона имеется пробка.

Наполнительное устройство, рис. 4, состоит из наполнительного вентиля и обратного клапана, которые помещаются в корпусе 1.

Наполнительный вентиль диафрагменного типа работает следующим образом. При вращении маховика 2 шток 3 перемещает клапан 4, который, опускаясь в свое седло 5, перекрывает входное отверстие для газа. Внешняя герметичность вентиля обеспечивается разделительной диафрагмой 6.

В аварийных случаях (обрыв заправочного шланга, неисправность вентиля и др.) выход газа из баллона предотвращается обратным клапаном 7, герметичность закрытия которого обеспечивается давлением газа в баллоне и усилием пружины 8.

Для заправки баллона сжиженным газом отвертывают пробку 9 и вместо нее ввертывают наконечник заправочного шланга. Вращением маховика 2 открывают наполнительный вентиль и заправляют баллон.

Предохранительный клапан (рис. 5) предназначен для предотвращения повышения давления газа в баллоне выше 1,6 МПа. Открытие клапана происходит при давлении 1,68 МПа. Под давлением газа, находящегося в баллоне, клапан 1 отходит от седла 5, преодолевая усилие пружины 2, и через дренажные отверстия 3 в корпусе 4 обеспечивает выход паровой фазы газа в атмосферу. Усилие пружины подбирают регулировочными шайбами. Конструкция клапана позволяет проверить его работоспособность вытягиванием штока  клапана.

Указатель уровня сжиженного газа в баллоне дистанционного типа состоит из датчика и указателя. На баллоне установлен датчик указателя уровня сжиженного газа, выполненный по типу бензинового датчика. При изменении уровня сжиженного газа в баллоне поплавок поднимается или опускается и перемещает ползунок реостата, изменяя сопротивление и ток в цепи указателя.

Датчик уровня сжиженного газа унифицирован с датчиком уровня бензина, что дает возможность использовать бензиновый указатель, установленный на щитке приборов для замера количества газа.

Скоростной клапан (рис. 6) устанавливают на выходных штуцерах парового и жидкостного вентилей газового баллона. Клапан служит для перекрытия газовой магистрали в аварийных случаях (обрыв шланга, негерметичность газового редуктора и т.п.). При расходе газа, соответствующем нормальной работе двигателя, клапан  под действием пружины 2 находится в открытом положении и прижат к седлу 3. По мере увеличения расхода газа скоростной поток преодолевает усилие пружины 2, и клапан  закрывает газовую магистраль, разобщая полости I и II.