Автомобиль –
это
самодвижущийся
экипаж,
предназначенный
для
перевозки
по
безрельсовому
пути
пассажиров,
различных
грузов
или
специального
оборудования,
а
также
для
буксирования
прицепов.
В
основу
классификации
и
системы
обозначения
отечественных
автотранспортных
средств
положены
следующие
признаки:
вид
автотранспортного
средства (подвижной
состав);
основной
технический параметр (масса,
мощность
или
габаритные
размеры);
тип
кузова;
назначение;
колесная
формула;
тип
двигателя.
Автомобильный
подвижной
состав
подразделяют
на
пассажирский,
грузовой
и
специальный.
К
пассажирскому
подвижному
составу
относят
легковые
автомобили,
автобусы,
пассажирские
прицепы,
к
грузовому –
грузовые
автомобили,
автомобили-тягачи,
грузовые
прицепы
и
полуприцепы
с
универсальными
или
специализированными
надстройками
для
размещения
груза.
Специальный
подвижной
состав
охватывает
автомобили,
прицепы
и
полуприцепы
с
установленным
на
них
специальным
оборудованием,
имеющие
особое
технологическое
или
иное
назначение
и
выполняющие
различные,
преимущественно
транспортные
работы.
Пассажирские
автомобили
вместимостью
до
восьми
человек,
включая
водителя,
относят
к
легковым,
а
выше
восьми
человек –
к
автобусам.
Все
автомобили
в
зависимости
от
типа
и
назначения
подразделяются
на
классы,
в
соответствии
с
которыми
они
маркируются.
Каждая
модель
автомобиля,
прицепа
или
полуприцепа
имеет
свое
обозначение
в
зависимости
от
того,
является
она
базовой
или
модификацией.
Базовой
называется
основная
модель,
на
основе
которой
выпускаются
ее
модификации.
Базовой
модели
автомобиля
присваивается
четырехзначный
цифровой
индекс,
в
котором
первые
две
цифры
означают
класс,
а
две
последующие
цифры –
модель
автомобиля.
При
этом,
первая
цифра
соответствует
классу
автомобиля (по
рабочему
объему
двигателя
для
легковых
автомобилей,
полной
массе
для
грузовых
автомобилей
и
длине
для
автобусов);
вторая
цифра –
эксплуатационному
назначению
автомобиля (1 -
легковые; 2 –
автобусы; 3 –
грузовые
бортовые
автомобили; 4 –
седельные
тягачи; 5 –
самосвалы; 6 –
цистерны; 7 –
фургоны; 8 –
резерв; 9 -
специальные
автомобили).
Перед
цифровым
индексом
ставится
буквенное
обозначение
завода-изготовителя.
Модификацией
называется
модель
автомобиля,
отличающаяся
от
базовой
некоторыми
показателями (конструктивными
и
эксплуатационными),
удовлетворяющими
определенным
требованиям
и
условиям
эксплуатации.
Например,
модификации
могут
отличаться
от
базовой
модели
применяемым
двигателем,
кузовом,
отделкой
салона
и
др.
Модификации
имеют
пятизначный
цифровой
индекс,
в
котором
пятая
цифра
означает
номер
модификации
базовой
модели.
Легковые
автомобили
по
отечественной
классификации
разделены
на
пять
классов
в
зависимости
от
рабочего
объема цилиндров (литража)
двигателя:
Класс |
Рабочий
объем
двигателя,
л
|
Индекс
|
Особо
малый
Малый
Средний
Большой
Высший
|
до 1,2
свыше
1,2
до
1,8
свыше
1,8
до
3,5
свыше
3,5
не
регламентируется |
11
21
31
41
41 |
Маркировка
легковых
автомобилей
производится
следующим
образом.
Например, BA3-2105
и BA3-21053
означают: BA3 -
Волжский
автомобильный
завод,
цифры 21 -
легковой
автомобиль
малого
класса,
цифры 05 -
модель
пятая (базовая),
цифра 3 -
третья
модификация.
По
международной
классификации
ЕЭК
ООН
легковые
автомобили
относятся
к
одной
категории
М1,
так
как
они,
независимо
от
их
размеров
и
особенностей
конструкции,
должны
удовлетворять
одинаковым
техническим
требованиям.
С
точки
зрения
потребителя,
легковые
автомобили
могут
иметь
между
собой
весьма
существенные
отличия.
В
связи
с
этим
европейский
опыт
классификации
предлагает
в
качестве
основного
классификационного
параметра
легкового
автомобиля
использовать
его
габаритную
длину.
При
этом
автомобили
общего
назначения
подразделяются
на
шесть
основных
классов,
обозначаемых
буквами
латинского
алфавита.
Устанавливается
следующее
распределение
автомобилей
по
классам:
Класс
А |
Городские
(габаритная
длина
до 3,5
м) |
Класс H1 |
Кабриолеты
и
родстеры |
Класс
B |
Малый
класс
(габаритная
длина
от 3,5
до 3,9
м) |
Класс H2 |
Кабриолеты
и
родстеры “премиум”
|
Класс
C |
Малый
средний
класс
(габаритная
длина
от 3,9
до 4,3
м) |
Класс I |
Универсалы
повышенной
проходимости
|
Класс
D |
Средний
класс
(габаритная
длина
от 4,3
до 4,6
м) |
Класс K1 |
Легкие
внедорожники
полной
массой
до 2100
кг |
Класс
E |
Бизнес-класс
(габаритная
длина
от 4,6
до 4,9
м) |
Класс K2 |
Средние
внедорожники
полной
массой
до 3000
кг |
Класс
F1 |
Представительский
класс
(габаритная
длина
свыше
4,9
м)
|
Класс K3
|
Тяжелые
внедорожники
полной
массой
свыше
3000
кг
|
Класс
F2 |
Представительский
“премиум” (габаритная
длина
свыше
4,9
м) |
Класс
K4 |
Пикапы
|
Класс
G1 |
Купе |
Класс
L |
Минивэны
|
Класс
G1 |
Купе “премиум” |
Класс
M |
Малые
коммерческие |
|
|
|
В
случае
совпадения
габаритной
длины
с
верхней
границей
диапазона
автомобиль
относится
к
более
высокому
классу.
В
привычных
для
нас
терминах
автомобили
класса
А
относятся
к
особо
малому,
класса
В -
малому,
классов
С
и D -
среднему,
класса
Е -
большому,
класса F -
высшему
классу.
Существуют,
однако,
легковые
автомобили
более
узкого
назначения,
использование
для
которых
принятого
критерия
классификации
нецелесообразно,
поскольку
он
не
отражает
особенностей
их
потребительских
качеств.
Эти
автомобили
принято
выделять
в
отдельные
классы.
Специфика
мощных
высокоскоростных
легковых
автомобилей,
называемых
спортивными,
учитывается
выделением
их
в
два
класса G
и
Н,
в
которых
они
различаются
уже
в
зависимости
не
от
длины,
а
от
стоимости.
Тип
кузова
легковых
автомобилей
определяется
числом
функциональных
отсеков
и
конструктивным
их
исполнением.
Кузова
могут
быть
трех-,
двух-
и
однообъемными.
Трехобъемный
кузов
имеет
моторный
отсек,
салон
и
багажник.
У
двухобъемного
кузова
салон
и
багажник
объединены.
Автобусы
по
отечественной
классификации
разделены
также
на
пять
классов
в
зависимости
от
их
длины:
Класс |
Габаритная
длина,
м |
Индекс
|
Особо
малый
Малый
Средний
Большой
Особо
большой (сочлененный)
|
до 5,0
6,0…7,5
8 …10
11…12
16,5…24 |
22
32
42
52
62 |
Автобусы
обозначаются
следующим
образом.
Например,
ЛИАЗ- 5256
означает:
Ликинский
автобусный
завод,
автобус
большого
класса,
пятьдесят
шестая
базовая
модель.
По
назначению
различают
автобусы
трех
групп:
городские,
междугородние
и
дальнего
следования.
По
международной
классификации
ЕЭК
ООН
автобусы
с
точки
зрения
наличия
разницы
в
технических
требованиях
разделены
на
две
категории:
М2
—
автобусы
полной
массой
менее 5
т (маломестные)
и
М3
-
автобусы
полной
массой
свыше 5
т.
Грузовые
автомобили
по
отечественной
классификации
разделены
на
семь
классов
в
зависимости
от
их
полной
массы:
первый
класс (до 1,2
т),
второй (свыше 1,2
до 2
т),
третий (свыше 2
до 8
т),
четвертый (свыше 8
до 14
т),
пятый (свыше 14
до 20
т),
шестой (свыше 20
до 40
т),
и
седьмой (свыше 40
т).
При
этом
у грузовых
автомобилей
первая
цифра
индекса
означает
класс
автомобиля,
вторая
цифра
индекса
показывает
тип
грузового
автомобиля,
третья
и
четвертая
цифры –
номер
модели
автомобиля,
а
пятая
цифра (для
модификаций) –
номер
модификации.
Например,
ЗИЛ-4331
означает:
Автомобильный
завод
им.
Лихачева,
грузовой
автомобиль
полной
массой 8…14
т,
бортовой,
тридцать
первая
модель.
Грузовые
автомобили
могут
быть
общего
назначения,
специализированными
и
специальными.
Грузовые
автомобили
общего
назначения
предназначены
для
перевозки
всех
видов
грузов,
кроме
жидких
без
тары.
Они
имеют
грузовые
кузова
в
виде
бортовых
платформ.
Специализированные
грузовые
автомобили
служат
для
перевозки
грузов
только
определенных
видов.
Они
имеют
приспособленные
для
таких
перевозок
кузова
и
оборудуются
специальными
устройствами
и
приспособлениями
для
погрузки
и
разгрузки.
К
специализированным
относят
автомобили-самосвалы,
цистерны,
фургоны,
рефрижераторы
и
самопогрузчики.
Специальные
грузовые
автомобили
предназначены
для
выполнения
разнообразных
нетранспортных
работ
и
операций.
К
ним
относят
автомобильные
мастерские,
краны,
вышки,
бетономешалки,
а
также
автомобили,
используемые
в
коммунальном
хозяйстве (мусороуборочные,
снегоуборочные,
поливочные
и
др.)
и
пожарные
автомобили.
Специализированные
и
специальные
автомобили
изготовляют
на
базе
грузовых
автомобилей
общего
назначения.
В
зависимости
от
назначения
и
нагрузок,
приходящихся
на
колесную
ось,
различают
грузовые
автомобили
двух
типов:
дорожные
и
внедорожные.
Автомобили
первого
типа
предназначены
для
движения
по
дорогам
общего
пользования,
второго
типа –
по
специальным
дорогам
или
на
местности.
В
России
существует
деление
грузовых
автомобилей
на
две
группы
в
зависимости
от
осевой
нагрузки:
до 60
кН
и
до 100
кН
на
ось.
Эти
автомобили
соответствуют
несущей
способности
дорог
общей
сети
двух
основных
типов.
Автомобили
с
осевой
нагрузкой
более 100
кН
относятся
к
типу
внедорожных.
Автомобили
по
общему
числу
колес
и
числу
ведущих
колес
обозначают
колесной
формулой 4×2, 4×4, 6×6, 8×8
и
т.д.,
где
первая
цифра
соответствует
числу
колес
автомобиля,
а
вторая –
числу
ведущих
колес.
При
этом
каждое
сдвоенное
ведущее
колесо
принимается
как
одно
целое.
По
международной
классификации
ЕЭК
ООН
грузовые
автомобили
делятся
по
полной
массе
на
три
категории: N1 –
до 3,5
т; N2 –
от 3,5
до 12
т
и N3 –
свыше 12
т.
В
классификации
по
грузоподъёмности
различают
грузовые
автомобили
особо
малые (до 0,75
т),
малые (от 0,75
до 2,5
т),
средние (от 2,5
до 5,0
т),
большие (от 5,0
т
до 10
т)
и
особо
большие (свыше 10
т).
Прицепы
и
полуприцепы
по
отечественной
клас
сификации
маркируются
четырехзначным
цифровым
индексом,
перед
которым
ставится
буквенное
обозначение
завода-изготовителя.
При
этом
для
различных
моделей
прицепов (полуприцепов)
даются
следующие
две
первые
цифры
индекса
из
четырех:
легковые - 81 (91),
грузовые
бортовые - 83 (93),
самосвальные - 85 (95),
цистерны - 86 (96),
фургоны - 87 (97)
и
специальные - 89 (99).
Две
вторые
цифры
индекса
из
четырех
для
прицепов
и
полуприцепов
присваиваются
в
зависимости
от
их
полной
массы,
в
соответствии
с
которой
прицепы
и
полуприцепы
разделены
на
пять
групп:
Группа |
Полная
масса,
т |
Индекс
|
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая
|
до 4,0
свыше
4
до 10
свыше 10
до
16
свыше 16
до 24
свыше 24 |
1-24
25-49
50-69
70-84
85-99 |
Маркируют
прицепы
и
полуприцепы
следующим
образом.
Например,
прицеп-тяжеловоз
ЧМЗАП-8390
означает:
Челябинский
машиностроительный
завод
автомобильных
прицепов,
прицеп
грузовой
бортовой,
полной
массой
свыше 24
т.
По
международной
классификации
ЕЭК
ООН
предусмотрено
деление
прицепного
подвижного
состава
на
четыре
категории:
Категория O1 |
Одноосные
прицепы,
полная
масса
которых
не
превышает
0,75
т |
Категория
О2
|
Прицепы
и
полуприцепы
полной
массой
от
0,75
до 3,5
т |
Категория
О3 |
Прицепы
и
полуприцепы
полной
массой
от 3,5
до 10
т |
Категория
О4 |
Прицепы
и
полуприцепы
полной
массой
свыше 10
т
|