2. Назначение и классификация автомобилей

Автомобиль это самодвижущийся экипаж, предназначенный для перевозки по безрельсовому пути пассажиров, различных грузов или специального оборудования, а также для буксирования прицепов.  В основу классификации и системы обозначения отечественных автотранспортных средств положены следующие признаки: вид автотранспортного средства (подвижной состав); основной технический параметр (масса, мощность или габаритные размеры); тип кузова; назначение; колесная формула; тип двигателя.

Автомобильный подвижной состав подразделяют на пассажирский, грузовой и специальный.

К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы, к грузовому грузовые автомобили, автомобили-тягачи, грузовые прицепы и полуприцепы с универсальными или специализированными надстройками для размещения груза.

 Специальный подвижной состав охватывает автомобили, прицепы и полуприцепы с установленным на них специальным оборудованием, имеющие особое технологическое или иное назначение и выполняющие различные, преимущественно транспортные работы.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относят к легковым, а выше восьми человек к автобусам. 

Все автомобили в зависимости от типа и назначения подразделяются на классы, в соответствии с которыми они маркируются. 

Каждая модель автомобиля, прицепа или полуприцепа имеет свое обозначение в зависимости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется основная модель, на основе которой выпускаются ее модификации. 

Базовой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие цифры модель автомобиля. При этом, первая цифра соответствует классу автомобиля (по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, полной массе для грузовых автомобилей и длине для автобусов); вторая цифра эксплуатационному назначению автомобиля (1 - легковые; 2 – автобусы; 3 – грузовые бортовые автомобили; 4 – седельные тягачи; 5 – самосвалы; 6 – цистерны; 7 – фургоны; 8 – резерв; 9 - специальные автомобили). Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

 Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплуатационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др. 

Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в котором пятая цифра означает номер модификации базовой модели.  Легковые автомобили по отечественной классификации разделены на пять классов в зависимости от рабочего объема цилиндров (литража) двигателя: 

Класс

Рабочий объем двигателя, л

Индекс

Особо малый 

Малый 

Средний 

Большой 

Высший 

до 1,2

свыше 1,2 до 1,8 свыше 1,8 до 3,5 свыше 3,5

не регламентируется

11

21

31

41

41

Маркировка легковых автомобилей производится следующим образом. Например, BA3-2105 и BA3-21053 означают: BA3 - Волжский автомобильный завод, цифры 21 - легковой автомобиль малого класса, цифры 05 - модель пятая (базовая), цифра 3 - третья модификация.

По международной классификации ЕЭК ООН легковые автомобили относятся к одной категории М1, так как они, независимо от их размеров и особенностей конструкции, должны удовлетворять одинаковым техническим требованиям.

 С точки зрения потребителя, легковые автомобили могут иметь между собой весьма существенные отличия. В связи с этим европейский опыт классификации предлагает в качестве основного классификационного параметра легкового автомобиля использовать его габаритную длину. При этом автомобили общего назначения подразделяются на шесть основных классов, обозначаемых буквами латинского алфавита. Устанавливается следующее распределение автомобилей по классам:

Класс А

Городские

(габаритная длина до 3,5 м)

Класс H1

Кабриолеты и родстеры

Класс B

Малый класс

(габаритная длина от 3,5 до 3,9 м)

Класс H2

Кабриолеты и родстерыпремиум

Класс C

Малый средний класс

(габаритная длина от 3,9 до 4,3 м)

Класс I

Универсалы повышенной проходимости

Класс D

Средний класс

(габаритная длина от 4,3 до 4,6 м)

Класс K1

Легкие внедорожники полной массой до 2100 кг

Класс E

Бизнес-класс

(габаритная длина от 4,6 до 4,9 м)

Класс K2

Средние внедорожники полной массой до 3000 кг

Класс F1

Представительский  класс

(габаритная длина  свыше 4,9 м)     

Класс K3

 

Тяжелые внедорожники

полной массой свыше

3000 кг

Класс  F2

Представительский    премиум” (габаритная длина  свыше 4,9 м)

Класс K4

Пикапы

Класс G1

Купе

Класс L

Минивэны

Класс G1

Купепремиум

Класс M

Малые коммерческие

 

 

 

В случае совпадения габаритной длины с верхней границей диапазона автомобиль относится к более высокому классу.

В привычных для нас терминах автомобили класса А относятся к особо малому, класса В - малому, классов С и D - среднему, класса Е - большому, класса F - высшему классу.

Существуют, однако, легковые автомобили более узкого назначения, использование для которых принятого критерия классификации нецелесообразно, поскольку он не отражает особенностей их потребительских качеств. Эти автомобили принято выделять в отдельные классы.

Специфика мощных высокоскоростных легковых автомобилей, называемых спортивными, учитывается выделением их в два класса G и Н, в которых они различаются уже в зависимости не от длины, а от стоимости.

Тип кузова легковых автомобилей определяется числом функциональных отсеков и конструктивным их исполнением. Кузова могут быть трех-, двух- и однообъемными.  Трехобъемный кузов имеет моторный отсек, салон и багажник. У двухобъемного кузова салон и багажник объединены. 

Автобусы по отечественной классификации разделены также на пять классов в зависимости от их длины:  

Класс

Габаритная  длина, м

Индекс

Особо малый 

Малый 

Средний 

Большой 

Особо большой (сочлененный) 

до 5,0

6,0…7,5

8 …10

11…12

16,5…24

22

32

42

52

62

Автобусы обозначаются следующим образом. Например, ЛИАЗ- 5256 означает: Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель. 

По назначению различают автобусы трех групп: городские, междугородние и дальнего следования. 

          По международной классификации ЕЭК ООН автобусы с точки зрения наличия разницы в технических требованиях разделены на две категории: М2 автобусы полной массой менее 5 т (маломестные) и М3 - автобусы полной массой свыше 5 т.

Грузовые автомобили  по отечественной классификации разделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т), и седьмой (свыше 40 т). При этом у грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля, вторая цифра индекса показывает тип грузового автомобиля, третья и четвертая цифры номер модели автомобиля, а пятая цифра (для модификаций) – номер модификации. 

Например, ЗИЛ-4331 означает: Автомобильный завод им. Лихачева, грузовой автомобиль полной массой 8…14 т, бортовой, тридцать первая модель. 

Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными. 

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары. Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относят автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы и самопогрузчики. 

Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. К ним относят автомобильные мастерские, краны, вышки, бетономешалки, а также автомобили, используемые в коммунальном хозяйстве (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.) и пожарные автомобили. 

Специализированные и специальные автомобили изготовляют на базе грузовых автомобилей общего назначения.

В зависимости от назначения и нагрузок, приходящихся на колесную ось, различают грузовые автомобили двух типов: дорожные и внедорожные. Автомобили первого типа предназначены для движения по дорогам общего пользования, второго типа по специальным дорогам или на местности. В России существует деление грузовых автомобилей на две группы в зависимости от осевой нагрузки: до 60 кН и до 100 кН на ось. Эти автомобили соответствуют несущей способности дорог общей сети двух основных типов. Автомобили с осевой нагрузкой более 100 кН относятся к типу внедорожных.

Автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес обозначают колесной формулой 4×2, 4×4, 6×6, 8×8 и т.д., где первая цифра соответствует числу колес автомобиля, а вторая числу ведущих колес. При этом каждое сдвоенное ведущее колесо принимается как одно целое. По международной классификации ЕЭК ООН грузовые автомобили делятся по полной массе  на три категории: N1 до 3,5 т; N2 от 3,5 до 12 т и N3 свыше 12 т. 

 В классификации по грузоподъёмности различают грузовые автомобили особо малые (до 0,75 т), малые (от 0,75 до 2,5 т), средние (от 2,5 до 5,0 т), большие (от 5,0 т до 10 т)  и особо большие (свыше 10 т). 

Прицепы и полуприцепы по отечественной клас сификации маркируются четырехзначным цифровым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырех: легковые - 81 (91), грузовые бортовые - 83 (93), самосвальные - 85 (95), цистерны - 86 (96), фургоны - 87 (97) и специальные - 89 (99).  

Две вторые цифры индекса из четырех для прицепов и полуприцепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять групп: 

Группа

Полная масса, т

Индекс

Первая 

Вторая 

Третья 

Четвертая 

Пятая 

до 4,0

свыше 4 до 10 свыше 10 до 16 свыше 16 до 24 свыше 24

1-24

25-49

50-69

70-84

85-99

 

Маркируют прицепы и полуприцепы следующим образом. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает: Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузовой бортовой, полной массой свыше 24 т. 

По международной классификации ЕЭК ООН предусмотрено деление прицепного подвижного состава на четыре категории:

Категория O1

Одноосные прицепы, полная масса которых не превышает

0,75 т

Категория О2

Прицепы и полуприцепы полной массой  от 0,75 до 3,5 т

Категория О3

Прицепы и полуприцепы полной массой от 3,5 до 10 т

Категория О4

Прицепы и полуприцепы полной массой свыше 10 т